Урок русского языка в 4-м классе по ОС "Школа-2100" на тему: "Глаголы-исключения"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. расширить знания детей по теме “Глагол”,
  2. видеть и знать глаголы-исключения, выделять их в тексте,
  3. мыслить творчески,
  4. развивать познавательную деятельность,
  5. творческую активность,
  6. умение анализировать и делать выводы,
  7. формировать у детей чувства ответственности и взаимопомощи.

Ход урока

1. Орг.момент.

- Я предлагаю совершить воображаемую экскурсию в удивительную страну.

Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
А сердце, чтобы все понять.

Хотите узнать, что это за страна? Это страна – Лингвиния. Жители этой страны – звуки, слова, предложения.

Каждый из вас получает свой Маршрутный лист (приложение №1), по которому мы и начитаем свой путь на Гору знаний в этой стране. В путь!

2. Чистописание с орф-м заданием.

- Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную. Итак, какую орфограмму вы видите в слове

ГЕНА, МОСТЫ, УДАВ, МОРЯ, РОДИНА, ЛИЦО

- Какой звук повторяется чаще?

ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТОК ТАНЕ,

Последнее слово – ДЕНЬ

(в результате появляется запись: Гг Оо Вв Оо Рр Ии Тт ь)

- Давайте проверим, какое слово у вас получилось…

(Заранее свечкой на бумаге написала слово “говорить”, затем закрашиваю лист акварельными красками, на глазах у детей слово проявляется)

- А оказывается, слово “говорить” может звучать и по-другому… Посмотрите по сторонам. Что вы заметили?

(Перед уроком на стенах развешиваю таблички со словами: “КАЛЯКАТЬ”,“БАХОРИТЬ”, “ГУТАРИТЬ”, “БАЯТЬ”)

- Посмотрите, как богат наш русский язык. Это исконно русские слова, но сейчас мы не используем в своей речи. Запишите их.

- Составьте предложение со словом “Говорить”. (Ответы детей)

- А я предлагаю вам пословицу:

Говорить – не устать, было бы что сказать.

Как вы ее понимаете? Давайте запишем эту пословицу.

3. Актуализация знаний.

- О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав этот простой ребус.

На доске: . . . . . .

К Р Г О Л Н А Г Т Р О К С Л

-Какое слово получилось? (глагол) Итак, мы оказались на одном из островов Лингвинии-Глаголе. А чтобы наше путешествие было наиболее успеш-ным, давайте свой каждый следующий шаг оценивать + на полях Маршрутного листа. Каждый + это 1 успех. Кто же из вас станет наиболее успешным ?

БЛИЦ-ОПРОС

Глагол…

  1. обозначает…
  2. отвечает…
  3. имеет…
  4. бывают…
  5. изменяются…
  6. в предложении…

- Проверим ваши ответы. Каждый верный ответ- ваш маленький успех.(анализ)

- Давайте вспомним алгоритм наших действий, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.

1. Ставим ударение.

2. Если окончание безударное, то:

- ставим глагол в… (н.ф.)
- смотрим, какой ….. перед -ть –
- если -и- -ll- спр. (пишу в окончаниях гласную И и -АТ- -ЯТ)
- если НЕ -И- -I- спр. (в оконч. Е и - УТ, - ЮТ)
- обозначаем орфограмму.

(Дети собирают и дополняют алгоритм)

-Проговорите данный алгоритм друг другу.

- Теперь продиктуйте своему соседу по 5 глаголов в настоящем времени. Определите спряжение этих глаголов. (Взаимопроверка)

- Проверив, подарите “Успех” своему соседу за каждый правильно определенный глагол.

4. Введение в тему.

Грамматическая сказка.

Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

И было у царя 2 сына: l спряжение и ll спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и говорит им: “Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.” И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они 3 дня и 3 ночи и наконец решили: ll спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на - ить, а 1 спряжение – всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали ему о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении государства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы:

Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, а так же брить, стелить. (По ходу на доску выставить карточки со словами). Пришли они к царю с просьбой:

-Милостивый государь, сделай нам исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил им остаться в царстве ll спряжения. Но, чтобы не обиделся второй сын, отправил он в 1 спряжение два других глагола.

Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Какова же доля истины в этой сказке – давайте проверим на деле.

- Откройте упражнение 260. (Наблюдение над личными окончаниями)

5. Работа над запоминанием глаголов.

-Давайте попробуем жестами “оживить” эти глаголы. (Физминутка)

Повторяйте за мной.

- А теперь покажите по 5 глаголов жестами друг другу. Если ваш сосед по парте правильно вас поймет, то еще один “успех” вам обеспечен.

(Игра “Пойми меня”)

- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при определении спряжений глаголов, авторы учебника предлагают вам выучить их в виде стихотворения. Я же хочу предложить вам другой вариант забавного стихотворения:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомнения,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

- Выберите то, которое больше понравится, а дома выучите наизусть.

- А теперь давайте проведем предварительный подсчет ваших “успехов”

6. Закрепление материала с творческим характером.

- Я предлагаю вам показать свои способности. Какие вы творческие личности? Быть просто “успешным” и заработать + вы сможете, если составите предложения с глаголами- исключениями. Заработать двойной “успех” - составив рассказ- небылицу, используя данные глаголы. А тройной “успех” гарантирован тем, кто сочинит несколько стихотворных строк, используя в качестве рифмы глаголы-исключения.

(Включить музыку, пока дети работают)

7. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Желающие ученики могут зачитать свои творческие работы.

- Как бы вы продолжили предложение: “Сегодня на уроке я…”

- Кто хочет зачитать свое высказывание?

(Ответы детей)

- Вы очень хорошо потрудились. Спасибо. Заканчивая наше путешествие по стране Лингвинии, давайте подведем итог. Насколько успешно вы продвинулись в изучении глаголов на сегодняшнем уроке. Кто набрал 19-20 + , тот самый уверенный путешественник. Отметьте на горе знаний, насколько высоко вы поднялись к вершине.

Приложение 2