Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Местоименные существительные как особая часть речи" (по системе Эльконина – Давыдова)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ.

Построение грамматической модели местоименных существительных.

ЗАДАЧИ.

  1. Обнаружить у местоименных существительных общее грамматическое значение “обозначение лиц, участвующих в разговоре”.
  2. Показать отличие грамматической модели местоименных существительных от грамматической модели существительных.
  3. Выделить местоименные существительные в отдельную часть речи – местоимение.
  4. Найти место новой части речи в системе частей речи.
  5. Развивать память, мышление, внимание, речь, умение доказывать, рассуждать, объяснять.
  6. Воспитывать трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  • грамматические модели частей речи,
  • названия частей речи,
  • маркеры,
  • листы бумаги для коллективной и групповой работы.

ПРОЕКТ УРОКА

1.

У. – Откройте тетради. Сегодня двадцать четвертое января. Запишите.

2.

У. – Что такое части речи?

Д. – Части речи – это группы слов с общими грамматическими значениями.

У. – Какие части речи мы с вами изучили?

Д. – Мы изучили самостоятельные и служебные части речи.

У. – Как их отличить друг от друга?

Д. – К самостоятельным частям речи можно задать вопрос и они имеют определенные грамматические значения, а у служебных частей речи этого нет. Служебные части речи помогают самостоятельным частям речи, служат им.

У. – Какие вы знаете служебные части речи?

Д. – Служебные части речи – это предлог, союз, частица.

У. – Что мы относим к самостоятельным частям речи?

Д. – К самостоятельным частям речи мы относим имена и глаголы.

У. – Как их отличить друг от друга?

Д. – Те слова, у которых можем определить падеж, мы называем именами, а те слова, у которых можем определить время, называем глаголами.

У. – Какие имена вы знаете?

Д. – Мы знаем имена существительные, имена прилагательные, имена числительные.

У. – Какие еще слова есть в русском языке?

Д. – Местоименные слова.

3.

У. – Сейчас запишем предложения под диктовку. Работаем у доски и в тетрадях.

Я стою на берегу Волги.

Ты любуешься красотами природы.

Коля приласкал щенка, а он лизнул мальчика в нос.

(Пишем и проверяем по одному предложению. Если возникнет необходимость, то объясняем орфограммы.)

У. – Проверьте свои записи и запись на доске. Все ли написано правильно? Может кто-то хочет задать вопрос?

У. – Теперь во всех предложениях определите части речи. Работаем самостоятельно. (Сущ., прил., гл., с., пр., м.)

Проверяем. (Дети объясняют, я записываю на доске.)

У. – К какой известной части речи мы можем отнести слова Я, ТЫ, ОН?

Д. – К именам существительным, местоимениям, местоименным словам.

4.

У. – Сейчас вам нужно будет это доказать.

Работаем в группах.

Д. (Доказывают каждый выбранный ими грамматический признак слова Я, ТЫ, ОН.)

У. – Слова какой части речи мы можем заменить словами Я, ТЫ, ОН?

Д. – Имена существительные.

У. – Хорошо. Давайте попробуем заменить в предложениях слова Я, ТЫ, ОН именами существительными.

Д. (Подбирают подходящие слова и читают предложения.)

У. – Значит, мы можем их назвать именами существительными? Почему?

Д. – Нет. Ведь они предмет не называют, а только на него указывают.

У. – Скажите, а кто такой Я? ТЫ? ОН?

Д. – Я – тот, кто говорит. ТЫ – тот, кому говорят. ОН – тот, о ком говорят.

У. – Употребите их с глаголом ждать.

Д. – Я жду, ТЫ ждешь, ОН ждет.

У. – Какую работу выполняют слова Я, ТЫ, ОН?

Д. – Помогают определить лицо глагола.

У. – Итак, что вы можете рассказать о словах Я, ТЫ, ОН?

Д. – Они имеют грамматические значения падежа, рода, числа, лица.

У. – Назовите их главное отличие от имен существительных.

Д. – Я, ТЫ, ОН – обозначают лицо; предмет не называют, а только на него указывают.

У. – Какие слова тоже могут указывать, но не называть?

Д. – Местоименные прилагательные, местоименные числительные.

У. – Можем ли мы их объединить в одну группу? Как эта группа слов называется?

Д. – Можем. Местоимения.

У. – В чем главное отличие местоимений от других частей речи?

Д. – Местоимения не называют имена, а только на них указывают.

У. – Найдите место для местоимений в нашей схеме.

Так что же такое местоимение?

Д. – Местоимения – это слова, которые указывают на имена, но конкретно их не называют, а местоименные существительные еще и обозначают лицо.

У. – Необходимо вернуться и написать часть речи у слов Я, ТЫ, ОН.

Д. (Дописывают часть речи.)

5.

У. – Послушайте следующее задание. Из набора слов необходимо составить пары предложений.

От дома, река, течет, недалеко;

Она, но, глубокая, неширокая.

Журчит, где-то, поблизости, ручей;

Постоянно, куда-то, он, торопится.

Д. – Недалеко от дома течет река.

Она глубокая, но неширокая.

Где-то поблизости журчит ручей.

Он постоянно куда-то торопится.

У. – Назовите местоимения. Какую работу они выполняют?

Д. – Указывают на предмет.

(Если остается время: написать предложения в тетрадь. Определить части речи. Проверить в паре. Если есть вопросы, то обсудить.)

У. – Чем отличаются местоименные существительные от имен существительных? Почему мы их называем местоименные существительные?

(Ответы детей.)

6.

Домашнее задание.

Написать в три столбика по 5 местоимений: 1-й – местоименные существительные, 2-й – местоименные прилагательные, 3-й – местоименные числительные. Подготовить вопросы по данной теме для проверки знаний одноклассников.