Тема урока: "Праздник осени". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по сказочной стране - Осени.

1-й ученик.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,

2-й ученик.

Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. Приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.

3-й ученик.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

4-й ученик

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде;
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде,

5-й ученик

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

(Это выступление первой группы)

Учитель.

Такой красавицей увидели осень поэты. Но не только поэты наблюдали за осенней природой. В народе сложилось большое количество примет и загадок об осени.

(Выступает вторая группа учащихся)

1-й ученик.

Народные приметы.

Гром в сентябре – теплая осень.

2-й ученик.

Октябрьский гром – к белоснежной зиме.

3-й ученик.

Осенью паутина – на ясную погоду.

4-й ученик.

От первого снега до санного пути 6 недель.

5-й ученик

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало- сухая.

Учитель.

Приметы появились в результате долгих наблюдений, которые проводило не одно поколение. Из уст в уста, от бабушек к внукам передавались эти наблюдения. Иногда эти наблюдения принимали формы шуточных, веселых вопросов – загадок.

(Третья группа учеников).

  1. Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает -
    Когда это бывает? (Осенью)
  2. Без рук, без ног, под окном стучит – в избу просится. (ветер)
  3. Лежит на земле, а нельзя её ни поднять, ни срубить, ни закрасить, ни соскоблить.(тень)
  4. Сидит – зеленеет,
    Лежит – пожелтеет,
    Падает – почернеет. (Лист дерева)
  5. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
  6. Слышать слышу, а видеть не вижу. (Эхо)
  7. У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут. (Месяц)
  8. Шел долговяз, в землю увяз. (Дождик)
  9. Висит сито не руками свито. (Паутина)
  10. Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек, не шиты, не кроены, весь в рубцах. (Кочан капусты).

Учитель.

Молодцы ребята, хорошо умеете отгадывать загадки. А теперь проверим, на сколько вы внимательны и наблюдательны.

(Четвертая группа учеников).

.Гуляй да присматривайся!

  1. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка)
  2. Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса)
  3. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы – выходы в муравейнике, а сами собираются в кучу).
  4. Куда исчезают на зиму лягушки? (В тину, ил, под мох, бывает, забираются даже в погреб).
  5. Где раки зимуют? (В норах под берегами рек и озер).
  6. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи, последние зайчата так и называются “листопаднички”).
  7. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена).
  8. Где поздней осенью и зимой спят вороны? (В садах, в рощах, на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями).
  9. Когда улетают от нас последние чайки и утки? (Когда замерзнут последние озера, пруды, реки).

(Учащиеся задают вопросы классу и если не слышат правильного ответа, то сами обстоятельно отвечают на свои вопросы).

Учитель.

Замечательно, мы не только повторили, что знаем об осени, но, я надеюсь, услышали что-то новое. А теперь я приглашаю всех поиграть.

“Детки на ветке”. Вариант первый.

Отгадать, “какие детки у этой ветки”.

Дети сидят в кружке на лужайке или на площадке. Учитель кладет перед ними несколько еловых и сосновых шишек, желудь, орехи, летучки клена, берет ветки от этих плодов , показывая детям по одной, говорит: “Где детки сосновой ветки?” Угадавший поднимает руку, выходит, берет сосновую шишку и подает учителю. Если подобрано правильно, ему отдают ветку с этой шишкой, если неправильно, кладут плод обратно.

Вариант второй.

Каждому из играющих детей дают шишку, или желудь, или орех и т.п. Затем учитель показывает какую-либо ветку и говорит: “У кого детки этой ветки?” Тот, у кого данный плод, поднимает руку и показывает его.

“Вершки и корешки”.

Собрали ребята овощи с огорода, стали мыть, очищать, хотят всех угощать; заспорили, кому это делать. Спорили-спорили и порешили: кто верно угадает по ботве, какой корешок от этого вершка, тот и будет всех угощать.

Вариант первый.

Выложить в ряд овощи с ботвой. Детям раздать ботву, а в мешочек положить овощи без ботвы. Дети внимательно рассматривают овощи, выложенные в ряд, затем их накрывает учитель и, вынимая из мешочка по одному овощи без ботвы, спрашивает “Корешок, корешок, где твой вершок?” У кого такой вершок, должен ответить “Вершок репки/ морковки (и т.д.) у меня”. Если ответ неверный, ведущий или учитель говорит: “Вершок, вершок, я не твой корешок” и показывает овощ с ботвой, спрятанный на подносе. Кто подберет правильно, угощает всех.

Вариант второй.

Срезанная ботва лежит в ряд на столе. Сбоку или повыше разложены в любом порядке корешки. Учитель предлагает детям закрыть глаза; убирает один корешок, затем спрашивает: “У какого вершка не хватает корешка?” Дети путем сравнения угадывают. Кто подряд три раза угадает, тот всех угощает.

На этом этапе урок заканчивается. Дети идут собирать букеты из листьев.