Урок истории и развития речи. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема. Откуда ты – имя? Или тайна имени.

Цели и задачи урока.

  1. Вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения своего имени, стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих родных, друзей, близких.
  2. Воспитание любви к прошлому, настоящему и будущему своей страны, своего города, своей семьи.
  3. Побудить учащихся к разговору-общению, настроить на дружеские и доверительные отношения.
  4. Формирование и развитие памяти, внимания, речи.
  5. Учить обобщению и анализу.

Оборудование: портреты известных и знаменитых людей, тексты и задания для работы в группах, словарные статьи из словаря русского языка С. И. Ожегова.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой.

Учитель. Сегодня на уроке мы попробуем разгадать тайну! А тайна – это нечто неразгаданное, еще не познанное.

2. Работа по теме урока.

1.

Имя у тебя одно,
Навсегда оно
Дано.
Жизнь длинна,
И оттого
Ты он знамеит Он
Побереги его.

У. Прочитайте стихотворение на доске. О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети. Об имени.

У. Зачем человеку имя? Что такое имя? А что такое фамилия?

Ответы и предположения детей.

У. К этому стихотворению мы с вами еще вернемся, пусть оно станет девизом нашего урока. А сейчас давайте узнаем точное значение слов “имя” и “фамилия”. Где мы можем найти точное определение этим словам?

Д. В словаре.

2. Работа со словарными статьями.

У. У вас на столах лежат словарные статьи из словаря русского языка С. И. Ожегова. (Приложение № 1) Прочтите их внимательно. Совпали ли ваши представления о значении слов “имя” и “фамилия” со словарными статьями?

Ответы детей.

У. Слова “имя” и “фамилия” однозначны или многозначны? Почему?

Ответы детей.

У. Именами собственными занимается специальная наука

От греческого слова “Онома” - имя.

У. Мы с вами привыкли, что каждому из нас дается имя при рождении. Но так было не всегда. В первобытном обществе не было имен и фамилий, а были прозвища. Люди их брали из окружающей жизни. Ученые установили, что в древних прозвищах людей отражались их различные свойства и качества, особенности их характера, поведения, речи, физические достоинства или недостатки. Имена людей – часть истории народов, поэтому по ним можно судить о быте, верованиях, художественном творчестве народов.

Древние русский имена тоже были своеобразными характеристиками людей. Вот некоторые из древнерусских имен: (запись на доске)

У. Эти имена-прозвища в дальнейшем перешли в фамилии. Следы таких имен можно встретить в современных фамилиях. Как вы думаете, какие это фамилии?

Д. Некрасова, Нежданов, Жданов, Кудряшов, Рябов, Волков, Жуков и т. д.

У. А вот современные наши имена пришли к нам вместе с принятием христианской веры на Руси более 1000 лет назад, в конце X века. Они были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Но в большинстве это были имена из древнегреческого языка: Александр, Николай, Анастасия, Елена, Галина, Татьяна и др. у каждого имени есть свое значение или перевод.

Кто знает, что означает ваше имя?

Ответы детей.

3. Работа с девизом урока.

У. Я говорила, что мы с вами еще раз обратимся к строчкам на доске, которые мы избрали девизом, или руководящей идеей, нашего урока.

Перечитайте строки еще раз. Как вы их понимаете?

Ответы детей.

У. Что означает гордиться своим именем? Отчего надо беречь свое имя?

Д. От плохих и глупых, необдуманных поступков.

У. Каждого человека можно назвать не иначе, как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Человека можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени.

Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли именитыми, знатными, знаменитыми.

А вы знаете таких людей?

Ответы детей.

4. Работа с портретами знаменитых людей (Портреты подбираются по усмотрению учителя).

У. Узнали ли вы людей на портретах? Какие у них имена? Чем они знамениты?

Ответы детей.

У. Именами знаменитых людей названы города, улицы и даже ордена. Знаете ли вы такие названия?

Д. Дети называют города, названия улиц в своем городе.

У. В нашем городе много улиц, названных в честь известных людей: Пушкина, Чехова, Лермонтова, Кати Перекрещенко, Володарского, наша школа находится на улице Чернышевского. Имена некоторых из этих людей вам известны, а некоторые нет, хотя вы, возможно, даже живете на этих улицах. Поэтому одним их домашних заданий для вас будет такое: узнать, в честь кого названа улица, на которой вы живете и чем знаменит этот человек.

5. Выбор имени.

У. Как даются имена новорожденным? Кто их выбирает?

Д. В честь бабушки, дедушки, родственников, святых людей, в честь знаменитых людей.

У. А вы знаете, почему вас назвали именно так?

Ответы детей.

У. Почему надо очень ответственно и серьезно относится к выбору имени ребенку? Ведь вы все в будущем тоже станете родителями, и будете выбирать имя своему ребенку.

Ответы детей.

У. Некоторые мамы и папы стремятся дать своему ребенку красивое имя, не имея о нем никакого представления. И могут попасть в неловкое положение, как в стихотворении С. Я. Маршака “В защиту детей”. Чтение стихотворения. (Приложение №2).

3. Закрепление. Практическая работа в группах. Задания даны по уровням сложности. (Приложение №3)

1группа – работа с текстами по заданию.

2 группа – работа с древнерусскими именами.

3 группа – работа с текстом “Восемь Иванов”.

Итог работы в группах – выступление у доски представителя от группы.

4. Итог урока. Рефлексия.

У. Сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну, тайну имени. Многое узнали, многому удивились, о чем-то поспорили. Сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к тому, что вы узнали на уроке.

Если вы считаете, что тайна имен вами полностью разгадана – проголосуйте, синим цветком.

Если вам захотелось узнать об именах и фамилиях людей еще больше – проголосуйте, красным цветком.

Если вы не узнали на уроке ничего нового для себя – проголосуйте, белым цветком.

5. Домашнее задание.

Домашнее задание дается по разным уровням сложности и выбору учащихся.

1 уровень. В честь какого знаменитого человека названа улица, на которой вы живете? Чем знаменит этот человек?

2 уровень. Узнайте, кто из известных или знаменитых людей носит такую же фамилию как у вас, и чем он знаменит.

3 уровень. Узнайте точный перевод своего имени. Спросите у родителей, почему вам дали именно это имя. Подходит ли оно вам на ваш взгляд.

Приложение № 1.

Словарная статья из словаря русского языка С. И. Ожегова.

Фамилия, -и, ж. 1. Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени.

Как ваша фамилия? Девичья фамилия (до замужества).

2. То же, что род, то есть ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

Старинная фамилия.

3. То же, что семья, то есть группа живущих вместе близких родственников.

Всей фамилией отправились в гости.

Имя, имени, мн. Имена, имен, именам.

1. Личное название человека, даваемое при рождении.

Собственное имя. Звать по имени.

2. Фамилия, семейное название.

На доске почета – имена лучших производственников.

3. Личная известность, репутация.

Ученый с мировым именем.

4. Известный, знаменитый человек.

Крупные имена.

5. Название предмета, явления.

Растение алоэ известно под именем “столетник”. Назвать вещи своими именами.

Приложение № 2.

С. Я. Маршак.

В защиту детей.

Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.

Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.

Приложение № 3.

Задание для первой группы.

1. Внимательно прочитайте тексты. Сформулируйте главную мысль каждого текста 2. Найдите в каждом из текстов место, где прямо или косвенно выражена эта основная мысль.

3. Предложите свои варианты названий к каждому тексту.

4. Еще раз внимательно перечитайте второй текст. Почему у одного мальчика было так много разных имен-прозвищ? Какой смысл в каждое из этих имен вкладывали родители мальчика?

О. Кургузов

Неудобные имена.

Я знал одного человека по имени Молоко. Ничего себе имечко, а? Одну мою знакомую бабушку звали Маузерина (в честь пистолета “маузер”). Она родилась в России сразу после Октябрьской революции. А тогда почему-то людям нравилось ставить все с ног на голову. Вот они и придумали вместо нормальных имен – Николай, Мария, Майя – новые: Трактор, Кувалда, Маузерина.

Когда Маузерина выросла, она попросила друзей называть ее обычным именем Майя. Скоро все забыли прежнее, пистолетное имя, и только один веселый старичок, знавший бабушку Маузерину еще девочкой, иногда ласково называет ее “Пиф-Паф”.

Из книги Юрия Дружкова

“Волшебная школа”

Одного мальчика зовут Чижик. Некоторые удивляются, думают, имени такого не бывает. А я не знаю, почему Чижик. Мама и папа, когда привели Чижика в школу, все время говорили:

- Мы хотим устроить нашего Чижика в необыкновенную школу. Он способный мальчик и ласковый. Он даже самый хороший на всем свете. Наш Колокольчик такой славный. Он такой добрый Зайчонок. Пожалуйста, примите Солнышко в удивительную школу. Звоночек вас не подведет. Он послушный. Только спрашивать любит обо всем на свете. Очень любопытный Воробушек…

А папа добавил. И голос у него дрогнул:

Хворобушек…

Задание для второй группы.

  1. Внимательно прочтите некоторые из имен древней Руси. Попробуете определить, по каким признакам так называли людей.
  2. Какое из имен вы бы выбрали для себя? Почему оно вам понравилось?
  3. Что означает выбранное вами имя?

Ждан. Неждан, Большой, Рябой, Буян, Орел, Волк, Кот, Бык, Медведь, Первый, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень, Мал, Черныш, Милава, Некраса, Косой, Старшой, Молчун, Горд, Храбр, Умник, Несмеяна, Добрава, Краса, Нечай, Меньшек, Неждана, Кожемяка, Селянин, Третьяк, Кудряш, Баян, Лебедь, Прекрасна.

Задание для третьей группы.

  1. Внимательно прочитайте текст. Предложите свой вариант названия текста.
  2. Благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и то же имя?
  3. Кто из Иванов был самым младшим? Почему?
  4. Кто из Иванов был самым уважаемым в деревне? Почему?
  5. Как вы различаете своих одноклассников с одинаковыми именами?

Ф. Абрамов.

Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить? Различали, не путали. Ваня Большой, да Ваня Маленький, да Ваня-пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.

Вот такой Иванов куст цветет у нас в деревне.