Урок литературного чтения по программе "Школа-2100" по теме: "Корзина с еловыми шишками". К.Паустовский. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Работать над выразительностью чтения, расширять кругозор детей о жизни знаменитых людей, приобщать детей к искусству, развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению, формировать творческое воображение через умение представлять картины, раскрыть понятие духовная культура.
  • Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения.
  • Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
  • Воспитывать любовь к литературе.

Оборудование:

  • портрет Э.Грига,
  • толковый словарь Даля, Ожегова,
  • заголовки к тексту,
  • творческие работы детей,
  • выступление о жизни Э.Грига,
  • музыка Э.Грига “Утро”,
  • книга для чтения “В одном счастливом детстве” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом и, перечитывая отрывки нужно обратить внимание на выразительность чтения, будем расширять свой кругозор, узнаем о жизни замечательных людей. На уроке мы постараемся прикоснуться к такому понятию, как духовная культура (работа с толковыми словарями Даля, Ожегова)

I. Работа до чтения

Дома вы прочитали текст до конца.

- Скажите, менялось ли настроение, дочитывая это произведение?

- Ожидали ли вы такую концовку? (ожидание подарка)

- Скажите, а помните ли вы как называется произведение?

- А можно ли по-другому назвать это произведение? (за доской предполагаемые заголовки “Встреча с незнакомкой”, “Прекрасная музыка”)

- По какому заголовку легче можно определить тему текста? (выбрать подходящий)

- Сегодня на уроке мы оформили выставку ваших работ.

- Зачем автор включил моменты описания?

- У творческих людей приходит вдохновение, и они творят замечательные произведения.

- Что же вдохновило Э.Грига? (норвежская природа, девочка)

Зачитывают описание от лица автора, Дагни.

- Судя потому какую картину он увидел, Григ написал музыку, она сделала человека известным композитором на весь мир.

Выступление о жизни и творчестве Э.Грига (готовит ученик).

II. Проблема:

- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему?

- Мы узнали о жизни Э.Грига, можно ли сказать, что он ушёл из жизни или присутствует?

- Что же сделало его бессмертным? (музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя, свою душу)

III. Выборочное чтение:

- Мне хочется думать, что вы внимательные читатели и проведём такой конкурс “Внимательный читатель”.

- Найдите отрывки, как относился Григ к жизни.

Итог:

- Да, действительно счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.

- Согласны ли вы с Григом?

- А все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ?

- Всем ли приятнее отдавать, чем брать?

- Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу ещё что-то?

IV. Переход к музыке

- Действительно было прекрасно дарить людям доброту, хорошее настроение. Если мы говорим о композиторе, наверное, вам хочется услышать музыку (играет музыка Э.Грига).

- Вы услышали мелодию, какая она?

- Можно ли мелодию объединить с отрывками из текста?

- И Дагни услышала такую же музыку, как и вы сейчас.

- Скажите, есть ли разница между эстрадной музыкой и классической?

- Почему же люди слушают классическую музыку?

Итог:

- Скажите, кто же был главным героем?

V. Дифференцированные задания

Сильные дети: Готовят пересказ от лица Дагни (встреча с композитором).

Средние дети: Найти в тексте слова благодарности за подарок Грига.

Слабые дети: Нарисовать, как выглядит дом Дагни.

- Выбор рисунков, проверка работ.

- Да, действительно, девочке повезло, что она встретила такого человека, но также она ждала чудеса и эти чудеса происходили.

VI. Итог: - Чему учит произведение?

VII. Домашнее задание:

Всем детям:

- Подготовить ответ на вопрос: Чем должен жить человек? Дагни это поняла, а поняли ли вы?

Для сильных детей: Приготовить о жизни и творчестве К.Паустовского.

Для слабых детей: Подготовить несколько вопросов, а для этого нужно перечитать произведение и подготовиться к конкурсу “Классный читатель”.