Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в последней четверти XX века к качественно новой образовательной ситуации.

Изменения, происходящие в экономической и политической жизни нашего общества, неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы.

В государственной программе развития воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме.

Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его становления.

А.П. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития личности с одной из важнейших потребностей человека – быть личностью.

Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса, как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы.

В определении понятия “личность” мы придерживаемся точки зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность – эта система отношений к миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений, способностей, потребностей младших школьников в деятельности.

Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности, ответственности, способности расширять свои знания, умения действовать по собственной инициативе.

Возможным средством формирования субъективных свойств личности младшего школьника являются психолого-педагогические условия.

Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях.

Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который включает в себя:

  • Первое выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника).
  • Второе и третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки).

Кроме того, первое педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику, второе и третье – внутренние условие, данные условия в реальном процессе тесно связаны между собой.

В результате проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектных свойств личности.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированости субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника как результата

Критерии   Показатели
1 Самостоятельно поставленная цель (проявление инициативности) 1. Знание понятия “цель”
2. Знание характеристик цели
3. Знание основ целеполагания
4. Умение поставить цель
5. Наличие критериев достижения цели
2 Планирование собственной деятельности по достижению поставленной цели 1 Понимание важности и необходимости плана собственной деятельности для достижения поставленной цели
2 Знания о том. что такое план собственной деятельности и как он составляется
3 Умение планировать свою деятельность
4 Наличие плана собственной деятельности для достижения поставленной цели
3 Самостоятельная деятельность по достижению цели (проявление самостоятельности) 1 Выполнение деятельности по достижению поставленной цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с определенными задачами и составленным планом)
2 Осознанность деятельности
3 Осуществление самоконтроля за деятельностью по достижению цели
4 Принятие на себя ответственности за осуществляемую деятельность
4 Самоанализ собственной деятельности по достижению цели (проявление ответственности) 1 Понимание важности и необходимости самоанализа собственной деятельности
2 Знание форм проведения самоанализа
3 Определение продуктивности собственной деятельности8 по достижению цели
4 Наличие выводов по усовершенствованию своей работы

Предполагает соблюдение комплекса психолого-педагогических условий, включающих:

  • образовательная система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности младшего школьника;
  • конструирование педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе создастся активное межличностное общение;
  • эффективно используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению школьников в различные виды деятельности;
  • в школе и в ее социуме реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих формированию субъектных свойств личности младшего школьника.

Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.