Урок математики в 3-м классе по теме: "Решение уравнений"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать устойчивое и концентрированное внимание.
  2. Формировать навыки решения уравнений на основе знания связей между компонентами действий.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование: карта-схема моря чисел, индивидуальные карточки, опоры-перфокарты для решения задач на пропорциональное деление.

Сегодня на уроке мы с вами будем исследовать равнину уравнений. Но прежде чем выйти на эту равнину, мы должны переплыть море чисел (а в это время работа по индивидуальным карточкам).

  • Внимательно посмотрите на этот ряд чисел и постарайтесь запомнить их
4 5 7 8 9 1 2 3
  • Назовите соседей числа 8. (7 и 9)
  • А какие числа стоят рядом с двойкой? (1 и 3)
  • Назовите два последних числа. (2 и 3)
  • А два первых числа? (4 и 5)
  • Сколько всего чисел? (8)
  • Кто может назвать весь ряд?

Проплывая по морю чисел, мы встретили числовые выражения: 11·8, 12·5, 25·4, 16·6, 19·4.

Найдите их значения и расположите в порядке убывания.

100 96 88 76 60
  • Какой закономерности подчиняется этот ряд чисел?
100-4 96-8 88-12 76-16 60-20 [40-24 16]
  • Назовите следующие два числа.

Итак, мы вышли на равнину уравнений.

  • Можно ли утверждать, что значение х одинаково в каждой паре уравнений?

78·х=0
(74-20)·х=0

  • Значение х одинаково в первом и во втором уравнении, т.к. при умножении любого числа на 0 получается 0.
  • А теперь сравним значения х во второй паре уравнений.

71-х=14
(93-22)-х=14

  • Т.к. уменьшаемое и разность одинаковы в каждом уравнении, то и вычитаемое х тоже должно быть одинаково.

Прежде чем мы дальше отправимся в путь, нужно повторить некоторые инструкции и заполнить путевой журнал.

Работа по учебнику на странице 20 задание №3, №4.

Заполнить таблицу, предварительно повторив правила нахождения компонентов при делении.

Делимое 78 90 96
Делитель 3 5 11
Частное 26 18 8 4

Встречаются на равнине уравнений и различные животные. И сейчас о некоторых из них мы узнаем подробнее.

Если длину прыжка пантеры уменьшить на 58 дм , то получится длина прыжка тигра 42 дм. Найти длину прыжка пантеры.

  • х дм – длина прыжка пантеры. Составим уравнение: х-58=42
  • Запишем уравнение на доске с устным решением.

х =58+42
х =100

Ответ: длина прыжка пантеры равна 10м

Длина удава 90 дм. Если её уменьшить в несколько раз, то получим длину тела тигра 15 дм.

Во сколько раз нужно уменьшить длину удава?

  • Пусть в х раз нужно уменьшить длину удава. Составим уравнение и решим его с комментированием у доски:

Ответ: длину удава нужно уменьшить в 6 раз.

Чтобы не заблудиться на равнине уравнений, необходимо выполнить по учебнику задание №2 на стр. 20 (по вариантам самостоятельно).

Продолжаем дальше исследование равнины уравнений.

Вот перед нами предстали Великие Многоугольные Озёра.

  • На какие две группы можно разделить эти геометрические фигуры?
  • Правильные и неправильные многоугольники.

Площадь прямоугольного озера равна 84 м2. Ширина его равна 7 м. Найти длину озера.

  • х м - длина прямоугольного озера. Составим уравнение, а решим его самостоятельно.

Ответ: длина прямоугольного озера равна 12м.

  • А чему равна площадь квадратного озера, если его сторона равна ширине прямоугольного озера.
  • S=7·7 Площадь квадратного озера равна 49

В дальних путешествиях очень важно рационально использовать съестные припасы. И сейчас мы попробуем рассчитать, хватит ли запасов еды до конца путешествия. Решение задачи №5 на стр. 20 из учебника.

  • Запись краткого условия задачи в таблице.
На 1 человека Кол-во человек Всего банок
2б. и 3б. 19ч. ?б.
  • Решение задачи разными способами.

1 способ

2·19+3·19=95 (б.)

2 способ

(2+3)·19=95 (б.)

Ответ: всего взяли 95 банок.

И в конце нашего путешествия нам удалось увидеть уравнение-мираж.

1 4

У-Р=А:В=Н·Е=Н+И=Е

Каждая буква обозначает однозначное число. Причём, одинаковые буквы обозначают одинаковые числа. Какие цифры обозначают остальные буквы.

  • Из равенства Н+И=Н·Е=4 можно найти, что И=3. Используя равенство А:В= Н·Е=4 получим А=8 В=2. Т.к. Е=Н+И, отсюда следует, что Е=4. И последнее промежуточное равенство У-Р=Е показывает, что У=9 Р=5.
  • И вот каким предстало загадочное уравнение-мираж.
9  5 8 2 1  4 1  3 4
У-Р = А:В = Н·Е = Н+И = Е

Итог урока:

  1. Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
  2. Что вы узнали нового?
  3. Какое задание было самым трудным для вас?

Приложение