Открытые уроки по темам: "Сложение и вычитание целых чисел в пределах 100 с переходом через разряд", "Нахождение неизвестного слагаемого. Проверка сложения вычитанием"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА. “Сложение и вычитание целых чисел в пределах 100 с переходом через разряд”.

В этапы урока включены коррекционно- развивающие упражнения и задания, элементы игры, которые способствуют не только активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, но и развитию высших психических функций.

Цели урока:

  1. Повторить приемы сложения и вычитания для указанных случаев.
  2. Корригировать логическое мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
  3. Развивать мотивацию к учению.

I. Организационный момент.

Задание на внимание. “Запомни изученные слова”.

Сто, двузначное, разряд, число, десяток, слагаемое, цифра, задача.

II. Устный счет.

Учитель:

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.

Проверка домашнего задания.

1) Раздели числа 1 ряда на 2 группы:

15,24,25,28,30,32,36,40.

25, 34, 35, 38, 40, 36, 50.

16, 25, 26, 29, 31, 33, 37, 41.

Подумай, какой ряд здесь “лишний”?

Что можно сказать про 1 и 3 ряд чисел? 1 и 2 ряд чисел?

Назови числа, в которых отсутствует разряд единиц.

Индивидуальное задание слабым учащимся. (стр. 4. № 10)

Сравни числа. Поставь знаки “больше” или “меньше”.

17..71 49…94 22…8 96…97 53…82 8…48, и т. д.

2) Реши задачи.

- Витя сделал из дерева лодочку длиной 36 см, а Миша на 4 см короче.

Какой длины лодка у Миши?

Масса бульдога 16 кг, а щенка в 4 раза меньше.

Какова масса щенка?

(В чем сходство и различие в этих задачах)

Задача на логическое мышление.

Кеша мечтал стать сапожником. Тренируясь, он забил 20 гвоздей в ботинки, по 10 штук в каждый.

Сколько всего ботинок ему потребовалось?

3) Дидактическая игра “Найди лишнее слово”. Словарная работа.

(Повторить компоненты при сложении и вычитании)

1 Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, множимое, 2 слагаемое, разность.

Выполни вычисления устно. Запиши ответы.

Задание Ответ
Найди разность чисел 24 и 5  
Найди сумму чисел 30 и 40  
Уменьшаемое 80, вычитаемое 5. Найди разность.  
Первое слагаемое 6, второе – 24. Найди сумму.  
Уменьши на 17 число 50  
Увеличь на 23 число 61  

III. Работа с учебником.

1) Закончи высказывания:

Килограмм – это мера …

Минута – это мера …

Дециметр – это мера …

Час – это мера …

Сантиметр – это мера …

2) Геометрический материал.

Начерти отрезок длиной 6 см и 10 см.

На сколько сантиметров второй отрезок длиннее первого?

Физ. Минутка

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри, – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

3) Вставь недостающие данные и реши задачу. (стр.7 № 49-1)

- В двух кусках …резинки. В одном куске …

Сколько сантиметров резинки в двух кусках?

В трех классах _______ учащихся.

В одном классе __________ учащихся., в другом – на _______ меньше.

Сколько учащихся в третьем классе?

4) Вспомни порядок действий и реши примеры. (стр. 5 № 20)

1 ряд 54-30-4= 21+ (40 – 20) = 29- (50 – 40) = …
2 ряд 72-10-2= 42+(60- 50) = …
3 ряд 65- 50-5= …

4) Домашнее задание.

1 группа: Задача стр. 7 № 41

2 группа: стр.5 № 26 (примеры на вычитание)

3 группа : стр 5 № 26 (примеры на сложение)

Чебурашка и Крокодил Гена приготовили для вас задание.

Вам нужно расшифровать слова.

4=8= …

9+ 9=…

66-20= …

(у) 8+9= …(ж)

(р) 60-24 = …(б)

(а) 9=7 = …(д)

16 18 12 17 36 46

I V. Итог урока. Выставление оценок

Тема. Нахождение неизвестного слагаемого. Проверка сложения вычитанием.

Цели урока:

1) Повторить связь между суммой и слагаемыми.

Ознакомить со способом проверки сложения вычитанием.

2) Корригировать логическое мышление на основе упражнений в сравнении, установлении логических связей.

3) Развивать мотивацию к учению.

Учитель: Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся в путешествие по сказкам на самолете в сказочное Математическое королевство. Для этого мы должны сказать сказочные слова: крабле – крибли- бумс.

(Открывается доска)

Перед вами сказочное Математическое королевство.

Правит этим королевством мудрый король. Он издал указ: “ Повелеваю ребятам выполнять все мои желания!”

Первое желание короля узнать, внимательны ли вы. Вот его задание.

I. Организационный момент. Устный счет.

Задание на внимание.

1) Упражнение “Подбери картинку”

(Ученикам 5 сек., показывается таблица с изображением геометрических фигур, они запоминают их, потом отыскивают среди других)

2) Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши.

Сколько всего груш?

3) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили.

Сколько углов у стола?

- Итак, вы справились с заданием и король разрешил вам путешествовать по его королевству.

Смотрите, ваш ковер- самолет пролетел над лесом. Внизу по тропинке идут Вини-пух и Пятачок.Они предлагают нам следующее задание:

1) Счет равными числовыми группами по 3, 4 до 30 (40)

2) Дидактическая игра: “Путаница”

Задание: раздели данные слова по группам.

1 слагаемое, сумма, разность, уменьшаемое, 2 слагаемое, вычитаемое.

3) Проверка домашнего задания.

Тест.

Сумма двух чисел 40 и 18 ( 58, 50, 22)

Разность двух чисел 100 и 30 (130, 60, 70)

К числу 42 прибавить 38 равно (90, 80, 70)

Из 100 вычесть 10 получится (80, 110, 90)

Составь пример на нахождение неизвестного слагаемого.

х+ …= 100 …+х= 50 …+ х= 65 х + …= 3

Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. “А у самого синего моря жил старик со своею старухой”. Какая это сказка? Кто автор? Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она пришла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру “Математическая рыбалка”.

II. Работа с учебником. Стр. 7 № 47 (10 минут) Найди неизвестное.

Кто больше решит примеров самостоятельно.

Снова в путь. Наш ковер-самолет пролетел над красивым домиком, в котором живет Мальвина. На лужайке сидит мальчик и горько плачет.

Ребята, как зовут этого мальчика.

- Из какой он сказки?

- Сейчас мы узнаем, почему он плачет.

- Отгадай шараду:

Первое - предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.

(ЗАДАЧА) .

- Оказывается, Буратино не может решить задачу, которую ему задала Мальвина.

Задача: стр. 8 № 56 (решение задачи у доски)

Стр. 7 №43

В одном куске 28 м кружева, а в другом –12 м. На отделку платья пошло 9 м кружева.

Сколько метров кружева осталось?

I – 28 м

II. – 12м

Израсходовали - 9м

Скажите, чего не достает в краткой записи?

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три в ладоши три хлопка.
На четыре – руками шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

III. Решение примеров с проверкой.

Стр. 8 № 52.

IV. Домашнее задание стр. 10 № 71

(Решить примеры только с неизвестным слагаемым)

V. Самостоятельная работа по карточкам № 4-6, 9-10, 11-13.

VI. Геометрический материал.

Построить лучи красным карандашом, отрезки – желтым, а прямые – зеленым.

Итог урока. Выставление оценок.