Некоторые аспекты повышения грамотности на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Русские интеллигенты начала XX века (инженеры, врачи, юристы, банкиры, артисты и др.) с раннего детства усваивали простую истину – быть безграмотным неприлично! К сожалению, в наши дни резко упал уровень грамотности среди населения. Даже в газетах, журналах, книгах встречаются орфографические и пунктуационные ошибки. Своими корнями это бедствие уходит в начальную и среднюю школу и влечет за собой и скудость языка, и убогость мышления.[2] Многие считают, что все ошибки за них “компьютер исправит”. Современные дети мало читают (книгу вытеснили TV, компьютер), их лексический запас ограничен, и поэтому проблема грамотности для них оказывается одной из самых сложных.

Именно поэтому я и заинтересовалась этой проблемой и стала включать в уроки различные упражнения по развитию памяти и грамотности на уроках русского языка в своем классе.

В течение 1 класса в моем классе вела кружковые занятия преподаватель школы “Эйдетики” Мазина Т.Н. Эйдетизм – это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, осуществлять то, чего уже нет. Образное мышление – закономерная стадия детского развития, поэтому дети быстро овладевают методами развития образной памяти. Тем более что все эти методы похожи на увлекательную игру. Русский психолог Л.С.Выготский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные.[1] Методика работы с образами очень много дает ребенку. Дети после обучения прекрасно запоминают тексты, стихи, правила, географические названия, исторические даты и т.д. Детей также учат правильно реагировать на стрессовые ситуации или на воспоминание о них.

К сожалению, во 2 классе нам не удалось продолжить очень интересное сотрудничество со “Школой эйдетики”. Но в своей работе я продолжаю использовать некоторые методы запоминания словарных слов центра “Эйдос”. [2]

Заинтересовали меня и работы В.В.Лайло по развитию памяти, мышления. [4,5]

Почему именно проблемы развития памяти на уроках привлекли меня? Да потому, что именно хорошая память, запоминание трудных слов, правил – это важнейшее условие для повышения грамотности учеников. По каким программам, по каким учебникам не учил бы учитель детей, основные методические принципы обучения правописанию уже много лет остаются неизменными: в первую очередь четкое и ясное усвоение правил, исключений из них; запоминание трудных и слов с непроверяемыми орфограммами; упорная многочасовая отработка практических навыков (упражнения, диктанты, изложения, сочинения и т.д.)

Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов для запоминания, много правил…) я отбирала для отработки на уроках приемы по развитию памяти, которые помогают преодолеть трудности обучения. Работа велась по программам Л.В.Занкова, по учебникам А.В.Поляковой. Я стремилась, чтобы на каждом уроке, хотя бы маленький фрагмент его не только обучал, но и развивал. Например, выборочные диктанты можно использовать для развития избирательности памяти; слуховые диктанты позволяют увеличивать объем запоминаемого материала; зрительные диктанты помогают развивать точность запоминания. При заучивании слов из словаря отрабатывались простейшие приемы запоминания. И даже физкультминутки можно использовать для развития у учащихся зрительно-двигательной памяти. Я опиралась также на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Поэтому при формировании у учащихся навыков произвольного запоминания следует “уярчать” неяркое и включать запоминаемый материал во все виды работ на уроке[5].

Развитие памяти через установку на запоминание [5].

В начале каждого урока дети пишут ППП (письмо по памяти). Использовались пословицы, поговорки, изречения мудрых людей, вначале более короткие и простые (1 уровень сложности). Затем материал для ППП усложняется (2 и 3 уровень сложности).

Фрагмент урока.

Ребята, с сегодняшнего дня у нас ежедневно (исключая уроки для контрольных и творческих работ) будут проходить зрительные диктанты. Они очень помогут вам повысить грамотность и развить зрительную память.

На доске сделана запись из 2-3 строк, временно закрытая. Когда запись откроется, вы должны прочесть первую строку 2 раза:1 чтение – знакомство, 2 – выделение ошибкоопасных мест в словах. Как только запись будет закрыта, вы должны сразу же прикрыть глаза и представить зрительно все: и предложение, и слова, и каждую букву в них входящую. В этот момент зрительная память поможет вам. Так как один из секретов хорошего запоминания – повторить материал в первые же секунды. Следующее ваше действие – запись в тетрадь. Аналогичная работа проводится и со второй строкой.

В конце работы весь материал открывается для самопроверки. Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. Ребята, которые выполнили задание без ошибок, получают звание “Орлиный глаз”.

Фрагмент урока.

Ребята, сегодня мы будем учиться писать слуховые диктанты. Эти диктанты помогут развить слуховую память.

Как вы думаете, почему слуховые диктанты так называются?

Что общего у них со зрительными диктантами и чем они отличаются?

При слуховых диктантах, вы, ребята, будете воспроизводить предложения на слух. Вам надо многое услышать: и порядок слов в предложении, и знаки препинания, и написание незнакомых слов.

Как можно услышать запятую? Как можно узнать вопросительное это предложение или восклицательное?

Договоримся, что если слово на известное вам правило, я его произношу орфоэпически (так, как оно слышится). А если орфограмма в этом слове вам неизвестна, то мое произношение будет очень ясное, четкое (орфографическое), чтобы вы “услышали” ее и не сделали ошибку. Как только я проговорю 1 предложение, вам надо сразу же, как при зрительном диктанте, повторить его про себя, скопировав услышанное очень точно. В первые секунды вам опять поможет память, теперь уже слуховая.

Проверяет написанное учитель и объявляет победителя “Большое Ухо”.

Развитие приемов, позволяющих увеличить объем запоминаемого материала.

Ассоциативное запоминание (метод школы эйдетики) [1,5].

Фрагмент урока.

Задание 1.

Назовите пары слов, в которых слова “дружат” между собой.

ручка – тетрадь

голос – песня

тигр – лист

молоток – муравей

Расскажите, какая связь (ассоциация) у вас возникла между словами каждой пары?

Например. Ручкой пишут в тетради и т. д.

А как подружить остальные слова?

Например. Тигр лежит под деревом, и на него упал лист.

Для запоминания слов из словаря хорошо применять метод графических ассоциаций[2]. При запоминании написания слов надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.

Как разновидность существует метод звуковых ассоциаций [2].

Например. Надо запомнить, как пишется слово магазин. Придумываем предложение, в котором будут трудные слоги. Маша и Галя пошли в магазин.

Обобщенный способ запоминания [2].

Например. Надо запомнить группу слов: рабочий, работа, пальто, завтрак, карандаш, машина, завод.

Что общего в написании слов? Непроверяемая безударная гласная а – это общий орфографический признак.

Далее я рассказываю детям, что такое опорное слово. Это слово, на которое можно опереться. Оно должно быть самым надежным среди данных слов. Его написание должно быть хорошо известным.

Написание какого слова вам давно знакомо? “Рабочий” – пишется так же, как “раб”, с безударной гласной а. Делаем первый шаг к запоминанию этой группы слов – во всех словах, как и в главном слове, пишется буква а.

Второй шаг – можно связать сюжетом все слова (метод связанных ассоциаций)[2].

Рабочий надел пальто, взял с собой завтрак и поехал на машине на работу на завод.

Тара – ра везде напишем букву а.

Приемы долговременного запоминания [3].

Фрагмент урока.

Все ли надо запоминать навсегда?

Что надо запоминать лишь на короткое время?

А что надо запоминать навсегда? Зачем?

Я рассказываю детям о законах памяти. Один из законов – способность забывать ненужное. Есть и “секрет” запоминания на всю жизнь”. Главное – повторение через определенные промежутки времени:

  • в конце урока;
  • перед выполнением домашнего задания;
  • на следующий день;
  • через 3 дня, неделю, месяц;
  • время от времени.

Игры, способствующие запоминанию слов надолго [5]:

1) Игра “В букву”.

Ученики произносят слово по буквам. Слово может “обойти” весь класс несколько раз.

2) Аналогичная игра “В слово”.

Очень хорошо использовать эту игру для заучивания правил. Кроме слуховой памяти в этой игре развивается и двигательная память, так как ученик должен встать, быстро произнести слово и сесть.

Очень любят дети игру “Слово спряталось”.

В слове, которое надо запомнить, они любят искать спрятанные слова. Например:

  • свобода (обод)
  • викторина (Виктор)
  • яблоко (око)
  • фиолетовый (ФИО-фамилия.имя,отчество; лет –сколько лет)
  • экипаж (кипа)
  • погода (год)
  • эскалатор (скала)
  • экспресс (пресс) и т.д.

Список использованной литературы:

  1. “Магия памяти” Матюгин И.Ю. и др.
  2. “Как запоминать словарные слова” Матюгин И.Ю. и др.
  3. “Как научиться забывать ненужное” Матюгин И.Ю. и др.
  4. “Повышение грамотности и развитие мышления” Лайло В.В.
  5. “Развитие памяти и повышение грамотности” Лайло В.В.