Обобщающий урок по теме: "Решение логарифмических уравнений"

Разделы: Математика


В связи со сдачей ЕГЭ по математике учителю необходимо при заключительном повторении отрабатывать навыки самоконтроля. Как правило, учащиеся, увидев знакомое уравнение, просто решают его и записывают ответ, не читая вопрос, поэтому акцентировать их внимание необходимо на том, что решил уравнение и вернись снова к вопросу, а затем запиши ответ. Чтобы избежать данных ошибок, на уроках учу учащихся формулировать вопросы и уметь отвечать на поставленные.

Это можно рассмотреть на примере урока по теме “Решение логарифмических уравнений”.

1. Цели педагогические:

А) Закрепить знания, умения решать логарифмические уравнения..
Б) Развивать логическое мышление через приемы сравнения, умение классифицировать, выделять главное.
В) Воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.

2. Познавательная цель: уметь выделять среди уравнений логарифмические и определять способ решения.

3. Цель профессионального и личностного саморазвития учителя.

А) Использовать реальную возможность каждого ученика быть соавтором развивающегося сценария урока.
Б) Учить учащихся формулировать вопросы к решаемой задаче.

4. Основная исследовательская цель: каковы плюсы и минусы проектно-сценарного варианта подготовки к уроку.

Ход урока

Способы решения логарифмических уравнений

  1. По определению логарифма.
  2. logaN = x ax = N, N>0, a > 0, a 1
  3. Метод потенцирования.
  4. Приведение к квадратному уравнению.
  5. Приведения уравнения к новому основанию.
  6. Решение уравнений логарифмированием его обеих частей.
  7. Графическое решение уравнения.

Вводное слово учителя:

Мы сегодня заканчиваем тему “Решение логарифмических уравнений”. Мы строили графики, решали уравнения. А теперь поговорим о том, где находят применение логарифмы.

Термин “логарифм” возник из сочетания греческих слов: логос – отношение, аритмос – число. Понятие логарифма было введено в XVII веке Джоном Непером (1550–1617г.г.), шотландским математиком.

Применение логарифмы находят при упрощении выражений.

Привести пример:

Логарифмическая линейка - счетный инструмент для упрощения вычислений, с помощью которого операции над числами заменяются операциями над логарифмами этих чисел. Применялась при расчетах, когда достаточна точность в 2 – 3 знака.

Основные свойства логарифмов позволяют заменить умножение, деление, возведение в степень и извлечение корня более простыми действиями сложения, вычитания, умножения и деления.

Какие логарифмы мы должны знать: lg x, logax, ln x.

Провести математический диктант. Вычислить:

а) log525 б) log3 в) lg 10000
г) log39 д) log33 е) log31

На доске заранее написать уравнения:

  1. log2(3 – 6x) = 3
  2. 2х-1 = 81
  3. lg(х2 – 2х) = lg (2х + 12)
  4. 5х + 1 – 5 х - 1 = 24
  5. хlg х = 10000
  6. 32х + 5 = 3х + 2 + 2
  7. logx - log3 x = 3
  8. log2x – log4x = 3
  9. 2x = x2 – 2x
  10. log3 x = - x

Среди данных уравнений выбрать логарифмические.

Выписать номер логарифмического уравнения. Определить способ решения. После этого начинать работать с уравнениями, используя различные формы и методы.

По определению логарифма. Устно: найти ошибку в решении. 1 уравнение заранее решено и допущена ошибка в О.Д.З. Например:

log(3 – 6x) = 3

logaN = x

N = ax

x = -

О.Д.З.

3 – 6х > 0

- 6x > - 3

x >

При анализе ошибки обратить внимание, что знак в неравенстве меняется x <

Метод потенцирования повторить с помощью приема: найти правильный ответ. Идет одновременно подготовка к тестированию.

lg (x2 – 2x) = lg(2x + 12)

Проверка:

х = 6

lg 24 = lg24

х = - 2

lg8 = lg8

Ответ:

1) 2) 3) х = 6 4) х = - 2

Решение уравнения логарифмированием его обеих частей

Найти наибольший корень уравнения

xlgx = 10000

x = 100

x =

О.Д.З.

x > 0
x 1

Ответ: х = 100 – наибольший корень уравнения.

Задать учащимся:

Какие еще вопросы можно поставить к данному уравнению.

Ответы типа:

Найти наименьший корень уравнения.

Найти сумму корней уравнения.

Найти разность корней уравнения.

Найти произведение корней уравнения.

Найти частное корней уравнения

Найти удвоенное произведение наименьшего корня на наибольшее и т.д.

Необходимо обратить внимание на умение формулировать вопросы и отвечать на них.

Решение способом приведения к квадратному уравнению

Следующее задание:

Сколько корней имеет уравнение:

logx – log3x – 2 = 0

log3x = t

t =- 1

log3x = 2 log3x = - 1
x = 9 x =

Ответ: уравнение имеет 2 корня.

Решение уравнения приведением к одному основанию.

log2x - log4x = 3 О.Д.З.
log4x = log2x х > 0

log2x - log2x = 3

log2x = 3

log2x = 6

x = 64

Ответ: уравнение имеет один корень

Уравнение log3x = - x решают графически.

Ученик строит на пленке и проверяет построение графика у учащихся в тетради.

Подведение итогов урока

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Какие способы решения логарифмических уравнений вы знаете?
  2. Сколько корней может иметь логарифмическое уравнение?

Домашнее задание

Произведение корней уравнения log3x – logx 9 = - 1 равно:

1) 3 2) 3) 27 4)

Записать еще 3 варианта вопросов к уравнению и ответить на них.