Обобщение материала о Южной Америке

Разделы: География


Межпредметные связи: биология, информатика.

Класс: 7.

Форма проведения: игра-состязание.

Тип учебного занятия:

А) по дидактическим целям: обобщение и систематизация знаний.

Б) по характеру познавательной деятельности: проблемный.

В) по организации познавательного процесса: комбинации фронтальной, групповой, индивидуальной деятельности.

Время проведения: 2 академических часа (90 минут).

Цель урока: создать условия для всестороннего изучения и комплексного применения знаний в процессе конструирования ответов на поставленные вопросы на основании развития логического мышления учащихся.

Задачи урока:

  • Образовательная: способствовать пониманию закономерностей распределения основных компонентов природы на территории Южной Америки; отработать понятия: “рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, характерные черты и особенности каждого из перечисленных понятий; формировать практические навыки работы на ПК.
  • Развивающая: продолжить формирование умений конструировать ответы на вопросы в процессе работы с ПК, картами атласа, текстом учебника и дополнительной литературы, мультимедийных энциклопедий на основании самостоятельного получения информации, приобретения и использования знаний; развить навыки использования информационных технологий.
  • Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру и чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Знать:

  • Содержание понятий: “рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, характерные черты и особенности каждого из перечисленных понятий;
  • Особенности размещения крупных форм рельефа, основных показателей климата, частей внутренних вод, природных зон, представителей растительного и животного мира;
  • Примеры взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы в Южной Америке.

Уметь:

  • Используя различные источники, давать типовые характеристики основных компонентов природы;
  • Работать с картами различного содержания;
  • Прогнозировать тенденции изменения природы под воздействием человеческой деятельности.

Материалы и оборудование:

  • учебник;
  • карты атласа;
  • магнитная доска, бланк успеха;
  • настенные карты: “Физическая карта Южной Америки”, “Климатическая карта Южной Америки”, “Природные зоны Южной Америки, “Строение земной коры”, “Климатические пояса и области мира”;
  • схемы;
  • типовой план описания реки;
  • ПК, подключенный к сети Internet, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные энциклопедии.

Используемые технологии: интеграция технологий: алгоритмической, проблемно-поисковой, компьютерной, игровой и уровневой дифференциации.

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы стимулирования и мотивации (познавательная игра), методы контроля и самоконтроля (устный контроль, фронтальный опрос, письменный контроль), методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Виды контроля:

1. Диагностический (выявляется уровень знаний на момент завершения изучения темы).

2. Текущий (проверка эффективности обученности на разных этапах урока).

Основополагающий вопрос:

Компоненты, определяющие особенности природы, существуют обособленно и изолированно, либо в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга.

Вопросы темы учебной программы:

  1. Какие компоненты составляют природу Южной Америки?
  2. Какова взаимосвязь между этими компонентами?
  3. Каковы особенности природы?
  4. Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры; проявление рельефообразующих процессов; размещение месторождений полезных ископаемых; климат и факторы его формирования; климатические пояса и типичные погоды; внутренние воды; своеобразие органического мира; проявление на материке широтной зональности; природные зоны и характерные представители растительного и животного мира.

  5. От чего зависит изменение природных компонентов?
  6. Каковы тенденции изменения природы Южной Америки под влиянием деятельности человека?

Формы деятельности на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.

План урока.

1. Организация начала урока:

а) вход в урок;

б) определение темы урока;

в) целевая установка;

г) мотивация.

2. Закрепление и всесторонняя проверка знаний.

Тема: “Рельеф, строение и полезные ископаемые”:

А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;

Б) выполнение разноуровневых заданий в группах:

  • группа 1 (минимальный уровень) – “Что такое? Где такое” (работа с контурной картой и карточками с номенклатурными объектами)
  • группа 2 (общий уровень) – игра “Крестики-нолики” (отображение знаний топографических объектов; использование полезных ископаемых)
  • группа 3 (продвинутый уровень) – выявление причинно-следственных связей (заполнение систематизирующей таблицы)

Тема: “Климат”:

А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;

Б) выполнение разноуровневых заданий в группах:

  • группа 1 – игра “Третий лишний” (выбор части гардероба, необходимой в г. Рио-де-Жанейро в январе с последующей аргументацией)
  • группа 2 – доказательство проблемного утверждения
  • группа 3 – работа со статистическими материалами и последующее построение климатограммы, определение типа климата

Тема: “Внутренние воды”:

А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;

Б)выполнение разноуровневых заданий в группах:

  • группа 1 – викторина “Дальше-дальше” (определение всего самого-самого на материке)
  • группа 2 – “Кто лучше знает и помнит” (выполнение соотнесительного тестового задания на знание терминологии)
  • группа 3 – работа с алгоритмом (характеристика реки)

Тема: “Природные зоны”:

А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;

Б) выполнение разноуровневых заданий в группах:

  • группа 1 – игра “Связисты” (раскодирование зашифрованной таблицы по органическому миру материка)
  • группа 2 – “Кто и где обитает” (соотнесение природных зон и обитателей)
  • группа 3 – “Блеснем эрудицией” (разгадывание кроссворда)

3. Обобщение и систематизация изученного: - выполнение дифференцированного теста.

4. Контроль и самоконтроль:

а) оценивание учащихся учителем по результатам урока;

б) самоанализ работы учащихся на основе листов самоконтроля.

5. Подведение итогов:

а) учитель подводит итог;

б) “опрос – итог” (вопросы, побуждающие к рефлексии);

в) диагностика “Мордашки”.

Конспект урока