Интегрированный урок по природоведению и рисованию в 4-м классе по теме: "Море и его обитатели"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Научить раскрашивать изделия из гипса
  2. Воспитывать бережное отношения к природе
  3. Развивать творческую индивидуальность

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

2. Объявление темы урока, цели, задач.

Сегодня мы будем говорить об обитателях моря, узнаем, кто живет в морских глубинах, и сделаем выставку “На дне морском”.

3. Актуализация знаний. Работа в группах.

Давайте вспомним, что мы знаем о море.

Каждая группа дает ответ на свой вопрос.

а) Какая часть суши земного шара покрыта водой? Покажи графически.

(3/4)

б) Почему говорят: “Воды много – воды мало.

Берегите воду!”? (Много соленой воды, а мало пресной.)

в) На каком море любят отдыхать дети?

(На Черном море. Там много детских санаториев, лагерей)

г) Кто живет в море?

4. Новая тема. Беседа.

Разве есть такой человек, который не любил бы море? Море всегда прекрасно. Некоторые моря на Севере круглый год скованы тяжелыми льдами, по берегам южных морей растут пальмы и цветут мандариновые сады. У одних морей глубина доходит до 15 тыс. метров, другие всего лишь 14,5 м. Наблюдая с берега нельзя узнать о сложной жизни моря, поэтому в древние времена пытливая человеческая мысль увлекла первых натуралистов в морские глубины.

Греческий естествоиспытатель Аристотель изобрел в IV в. до н. э. прибор для спуска в воду, на морское дно в нем спускался его ученик – Александр Македонский.

В наши дни водолазная техника шагнула далеко вперед. В 1953 г. француз Огюст Пикар сконструировал “батискаф”. Это подводная лодка особого устройства, которая может опускаться вместе с человеком на глубину 11 тыс. метров. Что же там в глубине? Там нет света значит нет жизни? Но те кто побывал там, говорят что “Трудно представить себе более красивое зрелище”.

(Показ фотографий из книги)

[Миниатюрные обитатели водной среды / пер. с англ. И. Шаховой.- М.: ТЕРРА, 1998.- 136 с.]

- Какую особенность глубоководных рыб вы увидели? (светятся)

- Многие виды рыб не только светятся, но и испускают электрические разряды.

Давайте прочитаем об этом на странице детской энциклопедии.

В теплых и тропических морях, в мутных реках Африки и Южной Америки живет несколько десятков видов рыб, способных временами или постоянно испускать электрические разряды разной силы.

Это рыбы используют не только для защиты и нападения, но и сигнализируют им друг другу и обнаруживают заблаговременно препятствия. Электрические органы встречаются только у рыб. У других животных эти органы пока не обнаружены .

Напряжение тока угря достаточно, чтобы убить в воде рыбу или лягушку.

[Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1965. - С. 334]

Среди морских животных есть немало светящихся . Ученые опускались в море на несколько сот и даже тысяч метров в стальной сферической камере (батискафе) или в глубоководной подводной лодке батискафе. Сквозь иллюминаторы было видно множество вспышек, мерцающих облачков. Это светились глубоководные рачки, медузы, рыбы, моллюски – кальмары и каракатицы.

Все это – разновидность люминесценции, т.е. холодного биологического свечения.

[Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1965. - С. 337]

5. Физминутка

6. Рисование .Инструктаж.

- Сейчас нам нужно раскрасить фигурки обитателей моря, сделанные из гипса.

Гипс – это порошкообразное вещество белого цвета, которое при взаимодействии с водой застывает, превращаясь в твердую массу. Даже в таком состоянии он хорошо впитывает воду. Раскрашивать будем по эскизам, которые выполнены акварелью на бумаге. (см. рис. 1)

Необходимо помнить, что краска быстро впитывается. Вначале наносим светлые тона краски, затем темные.

7. Практическая работа: под руководством учителя.

Раскрашиваем морскую звезду.

8. Самостоятельная работа.

Учащиеся выбирают себе фигурку сами.

Дифференциация по объему и сложности работы:

а) дельфины и киты; б) рыбки; в) кальмары (самая сложная работа)

Физминутка

9. Творческая работа по группам.

Первая группа на заранее заготовленном большом листе ватмана, закрашенном в синий цвет, рисует водоросли, морское дно, камни и располагает морских обитателей, сделанных из гипса.

Вторая группа наклеивает на обратную сторону заготовленные заранее магниты, превращая фигурки в счетный материал.

Инструктаж как работать с клеем .

10. Выставка работ. Комментирование оценок . (см. рис. 2, 3)

11. Итог урока: Что нового узнали на уроке? Чему вы научились?

Комментирование оценок.

12. Домашнее задание: Про человека говорят: “Молчит как рыба”. Докажи, что это утверждение неверно, оно устарело. Вам поможет детская энциклопедия.

[Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1965 . – С. 338]

Живые звуки моря.

Морская вода насыщена звуками. Это обнаруживают опытные ныряльщики, они слышат эти звуки собственными ушами. В воде звук распространяется в 5 раз быстрее, чем в воздухе. Звуки моря лучше слушать через специальный аппарат гидрофон.

  • Морской петух поет круглый год, его пение похоже на ворчание или храп.
  • Рыба – зеленушка производит звук похожий на барабанный бой.
  • Морской мичман стережет икру и отпугивая других жителей моря жужжит.
  • Особенно сложная звуковая сигнализация у дельфинов. Их свист звуки почти не воспринимаются нашим звуком, т.к. они приближаются к ультразвукам.

[Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1965 . – С. 338]