Методическая разработка урока по теме: "Пейзаж в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Разделы: Литература


Цели:

  • определить роль пейзажа в повести;
  • учить детей вдумчивому чтению;
  • развивать умение находить в тексте выразительные средства и выявлять их значение.

На доске:

Пейзаж:

  1. Вид местности.
  2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении (по словарю Ожегова).

ХОД УРОКА

I. Объявление темы урока

II. Определение задач урока

– Послушаем выразительное чтение отрывков из 2 главы повести “Описание степи”. Задание классу: слушать внимательно и определить задачи сегодняшнего урока.

Читают три ученика, получившие накануне задание:

  • 1-й от слов: “Солнце выглянуло давно на расчищенном небе...” до “…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!”
  • 2-й от слов: “Вечером вся степь…” до слов “Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался а воздухе”.
  • 3-й от слов: “На них прямо глядели ночные звезды…” до слов “…и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно- розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу”.

После чтения отрывков звучат предположения учащихся о задачах урока.

Обобщение учителя:

– Наша задача определить роль пейзажа в повести, выявить, какие выразительные средства помогли автору нарисовать эту великолепную картину. Оценим выразительное чтение учащихся.

Так как чтение было подготовленным, дети говорят о том, что ребятам удалось показать при чтении красоту, неповторимость украинской степи.

III. Анализ 1-й части описания

– Какой предстаёт степь? Что видим, слышим, ощущаем, благодаря мастерству Гоголя?

(Степи нет конца и края. Она похожа на зелёно-золотой океан. Какие только краски не использует автор в описании её! Зелёная, голубая, синяя, лиловая, желтая, белая, золотистая. Мы слышим множество голосов: это свист различных птиц, крик диких гусей на дальнем озере, негромкий разговор трав. Воздух чист и прозрачен, он напоён запахом трав и цветов. Посреди этого великолепия роскошно купается в синих волнах воздуха белокрылая чайка.)

– Какие выразительные средства использовал автор? Назовите и объясните их.

(Метафоры: “сердца встрепенулись”–   герои были очарованы великолепной картиной, которую осветило солнце; сравнения: “сердца их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как а лесу”– настолько они были высокими, мощными, “кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности”– творительный падеж сравнения помогает представить этот цветок и др.; эпитеты: “живительный, теплотворный свет” солнца – именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у Козаков, степь “становилась прекраснее”– передано отношение автора, он восхищается степью; олицетворения: “сквозят волошки”, “выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик отдавался” – Степь – живое существо, здесь всё в движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и воздух.)

Вывод: благодаря использованию выразительных средств сердца читателей затрепетали перед этим великолепием.

– Что вы можете сказать о Гоголе, почему ему удалась эта картина.

(Гоголь любит степь, хорошо её знает. Только влюблённый в родную землю человек мог так проникновенно рассказать о ней.)

IV. Работа над 2-й и 3-й частью описания

– Перечитайте самостоятельно 2-ю и 3-ю часть описания. Найдите выразительные средства, оцените их.

Работа по вариантам 5–7 минут. Проверка работы. Слушаем анализ 2-х учащихся.

V. Обобщение

– Итак, мы проанализировали отрывок, охарактеризовали образ степи, мы оценили мастерство Гоголя. Скажите, какова роль этого образа в повести?

(Это – образ Родины. Гоголь горячо любит родную землю, верит в её могущество, восхищается её красотой и бескрайними просторами.)

– Подумайте и скажите, почему описание степи дано автором в тот момент, когда наши герои едут в Запорожскую Сечь.

(Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить лишь мужественные люди, сильные, гордые, смелые, наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь– родина героев, богатырей-запорожцев. Степь– символ вольности, независимости.)

– Как пейзаж в данной сцене помогает понять характеры Тараса, Остапа, Андрия?

(Наши герои – люди свободолюбивые, гордые, смелые. Они – сыновья степи, её защитники.)

VI. Домашнее задание

– Подготовить художественный пересказ описания степи на выбор.