Учебник-справочник по геометрии, созданный школьниками

Разделы: Математика


В начальной школе ведущей формой организации учебной деятельности в развивающем обучении является групповая форма, которая постепенно уходит и приоритетной становится парная работа в 5–6-х классах, где учащиеся еще не готовы перейти к индивидуальным формам обучения. Парная работа может быть использована как психологическая помощь, как “костыли” в ситуации, когда человек уже может ходить, но боится упасть.

В дальнейший период обучения (6–9-е классы) время, отводимое на самостоятельное освоение отдельных частей программы, увеличивается. Если на первых этапах обучения на домашнюю работу выносится только материал, отработанный в классе, то на третьем этапе обучения определенная часть материала (для каждого учащегося – на своем уровне сложности) выносится на самостоятельную проработку. Фактически темп движения по пути освоения материала может определяться и контролироваться ребенком вместе с учителем и оцениваться со стороны учителя тогда, когда считает нужным сам ученик, постепенно учитель занимает позицию главного консультанта и координатора действий ребенка.

Отводя самостоятельной деятельности школьников одну из главных ролей, я имею достаточно большую методическую копилку форм и видов организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике, которые и использую в своей педагогической практике.

Несколько лет назад я включила в свою педагогическую практику новую форму организации самостоятельной деятельности учащихся при повторении курса геометрии в конце учебного года. Геометрия – один из разделов математики, который многие учащиеся осваивают с трудом. В апреле–мае месяце учащимся предлагается систематизировать весь учебный материал, который они изучили за год. А геометрию мои ученики изучают по учебнику “Геометрия 7–9” И.Ф. Шарыгина. Говоря об особенностях учебника можно отметить следующее: отсутствие аксиоматического подхода; совместное изучение плоской и пространственной геометрии, что способствует формированию пространственного мышления; особое место автор уделяет задачам… Об особенностях, структуре, содержании учебника можно продолжать и дальше, на вернёмся к самостоятельной творческой деятельности учащихся при организации повторения годового курса геометрии. В период изучения IV главы учебника (7 класс), которая носит повторительный характер, где рассматриваются методы решения геометрических задач, мы с ребятами и работаем над созданием справочника. С восьмиклассниками подобная работа начинается при изучении главы VIII, завершается решением задач на повторение (пункт 8.7 названной главы).

Этапы самостоятельных действий школьника (памятка ученику при создании учебника-справочника) следующие:

    1. Выделить основные разделы, понятия, свойства геометрических фигур из всего изученного материала в текущем учебном году.
    2. Сгруппировать весь материал по главам, параграфам, пунктам на усмотрение школьника. Не обязательно последовательность изложения материала в справочнике должна совпадать с последовательностью, предложенной автором учебника. Главное при работе над данным этапом: удобство использования справочника в следующем учебном году на уроках геометрии.
    3. Продумать, что из теоретического материала будет включено в справочник, в какой форме.
    4. Включить в справочник чертежи, которые помогут наглядностью восстановить в памяти доказательства теорем, этапы решения задач на построение, свойства геометрических фигур.

Дальнейшая работа по созданию учебника – справочника по геометрии продолжается на уроках и дома в парах. Ребята, работая в парах, находят оптимальный вариант учебника – справочника по геометрии, выбирая рациональность, наглядность, полезную и “отметая” лишнюю и бесполезную информацию из ими созданных экземпляров. На уроках, в кабинете информационных технологий, или на домашних компьютерах в процессе творчества рождаются ряд учебников-справочников, авторами которых являются школьники (семиклассники, восьмиклассники и т.д.). На заключительном уроке обобщения и повторения курса геометрии (этот урок проводится обязательно в кабинете компьютерной технологии) происходит защита своих учебников-справочников, находящихся на электронных носителях, учеником – представителем каждой из пар. Защита идёт достаточно быстро, так как страницы справочников учащиеся класса видят на экране. Экспертная комиссия, состоящая из учащихся и учителя, оценивает результат работы (с выставлением отметки) каждой пары и выбирает самый удачный экземпляр учебника-справочника, но чаще окончательный вариант учебника-справочника – это обобщенный экземпляр из наиболее удачных, представленных на защите работ.

Своими справочниками учащиеся пользуются в будущем учебном году (большая часть учащихся класса – обобщенным вариантом, некоторые – своим, лично созданным). В течение всего учебного года учащиеся (например – восьмиклассники) могут использовать свой учебник-справочник не только в качестве справочника (или шпаргалки), но и в качестве записной книжки, в которой появляются новые записи, дополняющие уже имеющиеся. А в конце учебного года на основе учебника-справочника по геометрии, созданного в 7-м классе (Приложение 1), в результате вышеописанной работы появляется новый учебник-справочник по геометрии с информацией уже за два года изучения предмета: 7–8-й класс (Приложение 2).

Скептики могут возразить: “Создана масса печатной литературы, которой может воспользоваться ученик при изучении геометрии. Это “Справочник для школьника по математике”, “Геометрия в чертежах” и так далее и тому подобное…”. Соглашусь только с тем, что действительно справочники есть. Но главное в описанной мною работе – это творчество школьника, это его большая самостоятельная работа, а учебник-справочник – это только результат работы, хотя и достаточно полезный.

Что даёт школьнику работа над созданием учебника – справочника по геометрии? Другими словами: какие положительные результаты даёт вся эта большая работа школьников?

  1. Такая форма самостоятельной творческой деятельности дает возможность учащимся не только повторить учебный материал, причем неоднократно, но и увидеть целостную картину геометрических фигур, с их свойствами и признаками.
  2. Все определения, теоремы, задачи самодельного справочника сопровождаются наглядной картинкой (чертежом), скорее не сопровождается, а начинаются с наглядности – а это практическая составляющая в теоретической части геометрии.
  3. Самостоятельная творческая деятельность развивает учащегося, помогает ему простроить логическую связующую цепочку между информационными блоками школьного учебника.
  4. Самостоятельность при выполнении работы формирует у школьника общеучебные умения и навыки, а именно: умение выделять главное, проводить анализ и синтез.
  5. Работа на компьютере позволяет совершенствовать умения и навыки применения компьютерной технологии.
  6. Первый опыт оформления “научной” работы будет полезен при обучении в старшей и высшей школах.
  7. Во время создания учебника-справочника на уроках геометрии продолжается практическое применение теоретических знаний, т.е. решение задач всех уровней сложности. Уроки повторения изученного за год материала достаточно эффективны.
  8. Соблюдается главный принцип каждого учителя нашей школы:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.