Урок математики по теме: "Оценка площади". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательные – научиться находить границы площади любой фигуры, повторить ранее изученный материал;
  • Развивающие – развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
  • Воспитательные – воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование:

  1. Игра “Внимание”.
  2. Изображение солнца.
  3. Математика, 4 класс (1 часть) Л.Г.Петерсон.

Ход урока

I. Орг. момент.

Психологический настрой:

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

- Уши внимательно слушают и всё … (слышат).

- Голова хорошо … (думает).

- Улыбнитесь друг другу, сделайте комплимент или скажите просто добрые слова.

II. Минутка математического письма.

- Ребята, запишите, пожалуйста, число, классная работа. У каждого из вас в тетради индивидуальный показ цифры, пропишите одну строку, а вторую по выбору.

III. Актуализация знаний.

- На уроках математики мы всегда узнаём что-то новое, интересное, повторяем ранее изученный материал, а ещё на уроке мы выполняем математические операции.

- Какие математические операции мы выполняем, решая уравнения? (умножение, деление, сложение, вычитание)

- Как называются числа при сложении? (Слагаемые, сумма)

- При вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разница)

- При умножении? (Множители, произведение)

- При делении? (Делимое, делитель, частное)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Пресс-конференция”, а за одно и вспомним, как найти неизвестные компоненты.

- Спасибо за участие в игре, а сейчас можно смело участвовать в викторине “Хочу всё знать”.

- Однажды, в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили вещество, обладающее удивительными свойствами. Расшифруйте его название, расположив корни уравнений в порядке убывания.

Т. 90 * х = 6300 (70) Г. у : 60 = 600 (36000) И. 2500 : z = 5 (500)
Р. 90 + х = 6300 (6210) Ф. у – 60 = 600 (660) А. 2500 – z = 5 (2495)
36000 6210 2495 660 500 70
Г Р А Ф И Т

- А как вы думаете, используют ли это вещество в наши дни? Где?

- Ребята, графит - это минерал тёмно-серого или чёрного цвета, употребляется для изготовления карандашей, смазочных материалов. Обнаружили этот минерал в 1565 году.

- А в то время кусочками этого вещества пастухи стали метить овец, а торговцы делали подписи на корзинках.

Внимание, ребята! И на десерт я вам предлагаю математические загадки, только на одну минутку:

- Игорь задумал число, прибавил к нему 400 и получил 900. Какое число задумал Игорь?

- Таня тоже задумала число, вычла из него 600 и получила 200. Какое число задумала Таня?

- Борис вычел задуманное число из 700 и получил ответ 300. Какое число задумал Борис?

- В школьной столовой Оксана купила 2 булочки и 2 пирожка. Сколько денег Оксана заплатила за покупку?

- Дима купил 10 тетрадей в клетку, а Коля 6 тетрадей в линию. Сколько тетрадей купил Коля?

- Молодцы! Внимательны и умеете мыслить!

IV. Постановка проблемы.

- Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы сами проверили у себя зрительную память и внимание.

Проводится игра “Внимание”.

- Посмотрите, запомните и попробуйте зарисовать у себя в тетрадях.

- Что представляет собой шестая фигура?

- Найдите площадь данного прямоугольника?

- А что нужно знать, чтобы найти S прямоугольника (длины сторон и формулу S =аb)

- Предлагаю вам такое задание: начертите в тетради произвольный прямоугольник и вычислите его площадь.

- Какой формулой воспользуетесь?

- Назовите полученные ответы. Интересно, а почему площади неравны, ведь мы находим их по одной формуле S=ab? (Стороны разные).

- На что похожа первая фигура в игре “Внимание”? (на круг с лучами, на солнце)

- Сегодня к нам на урок пожаловало “Солнышко”, чтобы вам было светло и радостно. Солнышко просит вас найти площадь его деток, которую они занимают на плоскости. (У всех детей на партах изображения солнца на листах в клетку).

- Кто это может сделать?

- Почему мы не можем найти площадь “солнышка”? (Не знаем формулу круга).

- Итак, перед нами проблема. Какая? (Не у всех фигур можно найти площадь).

- И эту проблему нам нужно решить сегодня на уроке.

V. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока “Оценка площади”.

- Что значит “оценить”? (Найти границы)

Следовательно, цель урока – научиться находить границы площади любой фигуры, а за одно и повторить ранее изученный материал.

VI. “Открытие” детьми нового знания.

- Назовите единицы измерения площади?

Вывод: значит, мы измеряем площадь любой фигуры квадратиками или находим сколько квадратиков вмещается в данную фигуру.

- А теперь попробуйте это сделать.

- Что интересного заметили? (S солнышка состоит из целых и нецелых квадратиков).

- Как вы предлагаете оценить площадь, найти её границы?

Выслушиваются мнения детей.

- Итак, нижняя граница – это меньшее число, значит мы будем считать целые квадратики.

- Сосчитайте их. Какова нижняя граница?

- Почему "нижняя граница" у всех разная? (Диаметр солнца у всех разный.)

- Что нужно сделать, чтобы найти "верхнюю границу"? (Найти большее число.)

- Значит, нужно найти количество целых и нецелых квадратиков. Посчитайте их.

- Это можно записать в виде двойного неравенства:

12 < S < 15

- Что значит “оценить” границы площади?

- Как найти верхнюю границу? Нижнюю?

- Правильно! Солнышко благодарит вас и предлагает отдохнуть.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

VII. Первичное закрепление.

- А сейчас путешествие на страничку учебника.

1. С. 49 №3 – фронтально

2. С. 50 №4, №5

3. С. 50 №6 – по рядам (мини- самостоятельная работа с проверкой)

VIII. Повторение.

- А сейчас, ребята, повторим ранее изученный материал, решим задачу на движение. Но прежде давайте вспомним формулу пути. (S = vt)

- Как найти скорость? Время? (Дети рассказывают правила)

1. Задача №9 стр.56.

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

Решение.

480:8=60 (км/ч) – скорость автобуса

60+36=96 (км/ч) – скорость автомобиля

480:96=5 (ч)

480:4=120 (км/ч)

Ответ: за 5 часов пройдёт это расстояние автомобиль, со скоростью 120 км/ч надо ехать автомобилю.

2. Следующее задание №12 на стр.52

- Если высказывание ложно, вы хлопаете в ладоши. Если истинно – никаких движений делать не надо.

- В каких высказываниях говорится одно и тоже?

3. №9 стр.51.

- Ребята, с этим заданием вы тоже справились, хочу предложить вам поучаствовать в "Блиц-турнире". (Самопроверка и самооценивание).

- Молодцы!

IX. Итог урока.

- Чему научились на уроке? (Оценивать площадь)

- К какому выводу пришли? (Чтобы оценить площадь, нужно найти её границы и записать в виде двойного неравенства)

- Как найти “нижнюю границу”? “Верхнюю границу”?

- Как оцениваете свою работу?

Домашнее задание.

С. 49 № 2, с.52 №11 (а или б)