Урок физики в 10-м классе с использованием информационно-коммуникационных технологий

Разделы: Физика


Цели: изучить основные законы электростатики; добиться умения их применять при решении задач; вывести учащихся на уровень свободного владения изученным материалом; помочь развитию творческих способностей учащихся, используя материал изученной темы.

1. Начинаем урок с повторения элементов электростатики, известных учащимся с 8-го класса: существование в природе двух видов зарядов; взаимодействие одноименных и разноименных зарядов; электризация трением. Вспоминаем о статическом электричестве и его проявлении в быту: взаимодействие расчески и волос, прилипание одежды, электрический разряд при касании металлических деталей и т.д.

2. Затем задаем вопрос классу: “Что такое электрический заряд?”

Говоря об электрическом заряде, мы подразумеваем электрически заряженное тело или заряженную частицу. Электрический заряд не существует сам по себе, он чему-то принадлежит, а, следовательно, является характеристикой тела или частицы. Электрически заряженные тела отличаются от незаряженных тем, что взаимодействуют друг с другом не только гравитационными силами, которые являются только силами притяжения, но и электромагнитными, которые являются как силами притяжения, так и силами отталкивания. При небольших массах гравитационные силы незначительны, а электромагнитные во много раз их превосходят. Таким образом: электрический заряд это физическая величина, характеризующая свойство частиц или тел вступать в электромагнитные силовые взаимодействия.

3. Снова задаем вопрос учащимся: “Откуда берутся заряженные тела?”

Они появляются в результате электризации. Вспоминаем этот процесс, просматривая видеофильм с опытом электризации трением. Но электризация так же может проходить под действием света и через наведение.

4. Анализируя процесс электризации, подводим учащихся к закону сохранения электрического заряда: внутри изолированной системы алгебраическая сумма электрических зарядов остается постоянной (q1 + q2 + q3 + … + qn = const). Из данного закона следует, что при электризации не может появиться заряд одного знака. Данный закон является фундаментальным и выполняется не только в электростатике. Например, закон сохранения электрического заряда выполняется в ядерной физике:

,

а так же в химии в реакциях диссоциации:

.

Для закрепления решаем устную задачу: пылинка с зарядом +5е потеряла заряд е. Какой заряд остался на пылинке?

5. Далее от рассмотрения зарядов переходим к их взаимодействию и изучаем закон Кулона. По рисунку на слайде изучаем опыт Кулона, и основные следствия из данного опыта:

F ~ q1·q2,

F ~ 1/r2.

Два точечных неподвижных электрических заряда взаимодействуют с силой прямо пропорциональной произведению модулей этих зарядов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:

.

Силы взаимодействия между зарядами – центральные, т.е. направлены вдоль линий соединяющих центры взаимодействующих зарядов.

k – коэффициент пропорциональности, зависит от выбора системы измерения.

В СИ ,

– электрическая постоянная.

Затем описываем физический смысл коэффициента пропорциональности.

6. От взаимодействия двух переходим к взаимодействию нескольких точечных зарядов и формулируем принцип суперпозиции: если взаимодействуют несколько зарядов то результирующая сила, действующая на заряд равна геометрической сумме сил взаимодействия с каждым зарядом:

.

Данный принцип иллюстрируем схемой на слайде.

7. Далее еще раз останавливаемся на основных понятиях урока и даем определения законам и принципам, изложенным в новой теме.

Учитывая большую нагрузку на зрение, перед индивидуальной работой на компьютере – делаем гимнастику для глаз.

8. Для закрепления изученного материала учащиеся занимают места за компьютерами и решают тестовые задачи с выбором варианта ответа.

Например:

Модуль силы взаимодействия между двумя точечными заряженными телами равен F. Чему станет равен модуль силы взаимодействия между телами, если заряд одного из них уменьшить в 3 раза, а заряд второго увеличить в 3 раза?

л) F           д) 9F
п) F/3        р) F/9

Проверка правильности полученного ответа происходит в интересной для учеников форме – отгадывания кроссворда на тему электростатики. Буква правильного ответа тестовой задачи является так же буквой ключевого слова в кроссворде. Дети называют правильные ответы, при этом учитель открывает на проекционном экране буквы слов кроссворда. В качестве зашифрованных слов предлагается имя великого экспериментатора Кулона – Шарль Огюстен.

9. Затем ученики остаются за компьютерами и запускают интерактивную модель взаимодействия зарядов. Так же данная модель выводится и на проекционный экран. Учитель объясняет, как пользоваться данной моделью и практически решает с учениками несколько задач с использованием данной модели.

Например: Изменится ли модуль силы взаимодействия, если заряд q2 переместить с оси OX на ось OY на такое же расстояние относительно заряда q1?

Каково отношение модулей сил взаимодействия между одинаковыми зарядами, находящимися в вершинах равностороннего треугольника?

10. После совместного решения задач каждому ученику предлагается самостоятельно придумать задачу и решить ее практически с использованием модели. Наиболее интересные, из предложенных задач, показываются учителем на проекционном экране и разбираются совместно с учениками.

Примеры задач предложенных учениками:

Определить расстояние между двумя зарядам, если известна величина силы, с которой они взаимодействуют между собой и величины этих зарядов.

Как изменится величина силы взаимодействия между двумя зарядами, если расстояние между ними увеличится в 2 раза.

В конце урока подводятся итоги, отмечаются наиболее активные ученики и задается домашнее задание. Ученикам, имеющим дома компьютер, предлагается скопировать интерактивную модель и продолжить работу с ней дома.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3