Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию причин, целей, задач, проблем коллективизации.
  • Проанализировать планы преобразования деревни, оценить результаты коллективизации.
  • Развить умение давать аргументированную оценку историческому событию.

Возможная личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Приемы деятельности учителя:

  • конспективное повествование с опорой на слайды
  • образное повествование

Основные понятия: коллективизация, кулак

Источники информации:

  1. Бердник С.В. История России, Благовещенск, 1997 г.;
  2. Данилов А. История России в таблицах М., 1998 г.;
  3. CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
  4. Левандовский А., Щетиков Ю. учебник Россия в ХХв М.2005 г;
  5. Михайлов Н. Чрезвычайщина. Родина № 8-1998 г.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Включаем компьютер и входим в программу презентации Power Point.

На первом слайде размещаем название темы и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока.

На втором слайде даются определения коллективизации и цели коллективизации Рассматривая цели коллективизации, задаем вопрос: как коллективизация была связана с индустриализацией? Отмечаем, что в 1927 г. количество кулаков составляло около 4% (1 млн. при общем числе 20 млн.). Кулаки владели 15% посевов и 11,2%   рабочего скота. Обращаемся к тексту учебника и определяем формы обобществления производства (ТОЗЫ, артели, коммуны)

Третий слайд рассказывает о событиях начального этапа коллективизации. Бухарин Н.И., Рыков А.И. были противниками чрезвычайных мер, как политической линии, внутрипартийная борьба обострилась. Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, кредитованию, налогооблажению, кулаков принуждали продавать земледельческую технику.

1927 г. – ХV съезд партии определил, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне

1928 г. – Закон “Об общих началах землепользования и землеустройства

1928 г. – создание машинно-тракторных станций (МТС)

Каждому рабочему активисту были поставлены нормы коллективизации.
Чтобы выполнить обязательства один из активистов по фамилии Аристов говорил на собраниях: “Кто против коллективизации, тот против советской власти, и я с этих людей шкуру спущу, а кишки размотаю на телефонный столб. Ну, кто против соввласти?"
При таком методе он добился 100%

1928 г. – направление в сельские районы рабочих активистов для сплочения бедноты и поддержки колхозного строительства (25-тысячники)

7 ноября 1929 г. – в газете “ПРАВДА” появилась  статья Сталина “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.

15 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) “О тем пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.

декабрь 1930 г. – Сталин объявил о переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.

Используется четвертый слайд, где учитель рассказывает о том, что кулаков выселяли в места непригодные для жизни. Снабжение спецпереселенцев продуктами питания было ниже самого низкого предела, медпомощь отсутствовала. Трудспецпереселенцев (так называли кулаков) использовали на лесоповалах, добыче угля, торфа, строительстве и т.д. Эпидемии, голод уносили тясячи человеческих жизней.

Пятый слайд рассказывает о результатах коллективизации. Комментируя цифровой материал, учитель дополняет его следующей информацией:

  • Город получил дешевые продукты, сырье, рабочую силу и льготный рынок сбыта.
  • Репрессированы наиболее опытные и преуспевающие крестьяне.
  • Ужасны были последствия голода.
  • Сельское хозяйство стало частью госсектора.
  • Тысячелетние традиции крестьянской этики подорваны.
  • Ножницы цен” закреплены символическими ценами на с/х продукты.
  • Отсталость с/х и хроническая нищета села практически до настоящего времени.

Какие чувства вы испытываете, узнав о том, что такое коллективизация и какими методами она проводилась? (Подсказка в начальных буквах предложений)

Ради чего были жертвы?

Стоила ли овчинка коллективизации чрезвычайной сталинской выделки?

 

1928 г.

1932 г.

%
рост (+), снижение (–)

Вся посевная площадь млн. га

113,0

134,4

+ 19

Валовой сбор зерновых млн. т.

73,3

69,9

– 5

Урожайность, ц 1 га

7,9

7,0

– 13

Производство мясо млн. т.

4,9

2,8

– 43

Производство молока млн. т.

31,0

20,3

– 33

Голод унес 5 млн. человеческих жизней НО!

  1. Созданы условия для индустриального скачка.
  2. Дополнительные рабочие руки ––––> в города.
  3. Обретена независимость от импорта важных с/х культур.
  4. Повысился уровень механизации с/х труда.

Используя следующий слайд, характеризуем экономические и социальные последствия коллективизации.

Экономические последствия

Социальные последствия

1. Перекачивание средств из села в город Отвлечение огромных средств от развития с/х производства и инфраструктуры села
2. Ликвидация кулачества Укрепление социальной базы сталинской диктатуры
3. Огосударствление сельскохозяйственного производства Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов с/х производства
4. Ликвидация аграрного перенаселения Массовый “исход” крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе

В конце урока в качестве закрепления предлагаем следующие вопросы:

1. Назовите причины провозглашения политики массовой коллективизации.
2. Почему политика коллективизации сопровождалась раскулачиванием?
3. В чем заключались особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации?
4. В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации? Каковы были ее негативные последствия?
5. Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация?

В качестве домашнего задания может быть предложена следующая работа: написать письмо от лица крестьянина своему брату-горожанину о жизни на селе в годы коллективизации.

Подведение итогов. Учитель анализирует итоги комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации.