Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Разделы: Биология


Приложение Слайд 1.

Цель: проведение исследований процессов жизнедеятельности лягушки.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с представителями класса Амфибии.
  • Изучить внешнее строение тела лягушки, особенности жизни в разных средах.
  • Провести исследование процессов жизнедеятельности.
  • Продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации.

Оборудование: плакат “Внешнее строение тела лягушки”, карточки-задания, мультимедийный проектор, аквариумы (4 шт.), живые лягушки (4 шт), часы, камертон, деревянные палочки, бусинка на нитке, живые дождевые червяки (4 шт.).

ХОД УРОКА

Учитель: Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, как изучить огромный, разнообразный, многоликий окружающий нас мир?
Через усвоение готовой информации или через другие способы и приемы, на мой взгляд, более интересные для исследовательской природы человека: наблюдению и умению самостоятельно сделать вывод и описать явление учатся еще в школе?
Я приглашаю вас к исследованию. У меня есть очень интересный объект для наблюдения. И он не один.
Наше занятие я предлагаю начать с выполнения задания. Для этого у вас на партах приготовлены карточки. В карточке вы читаете текст, прочитав предложение, вы определяете: знакомая ли это для вас информация, новая или вызывает вопросы. Прочитав предложение и определив его смысл, вы ставите знак

"+" – знакомая информация;
"!" – новая информация;
"?" – возникший вопрос.

Приложение Слайд 2.

Задание 1.

Карточка № 1.

Текст

Знак

1.

Земноводные или амфибии – это первые позвоночные животные, предки которых 350 млн. лет назад вышли из воды на сушу и приспособились к наземным условиям жизни.

 

2.

В наше время известно около 3.000 амфибий.

 

3.

Класс земноводные подразделяют на отряды: хвостатые (тритоны, ящерицы), бесхвостые (лягушки, жабы) и безногие (червяги).

 

4.

Кожа земноводных голая и всегда порыта слизью, выделяемой многочисленными кожными железами.

 

5.

Земноводные откладывают икринки в воде, из которых появляются личинки (головастики), они проходят сложный цикл развития с превращением (метаморфоз) во взрослую особь и выходят на сушу.

 

– Ребята, вам была знакома эта информация?
– Вы узнали что-нибудь новое?
– А какие вопросы у вас появились?

Приложение Слайд 3.

Рассказ учителя: Лягушки относятся к классу амфибии или земноводные. Термин амфибии – греческое слово, означает “двоякоживущие”. Термин земноводные – русское слово, содержит в себе название сред, где обитают эти животные.
Амфибии обитают:
1. В водной среде – те, у кого более развито кожное дыхание.
2. В наземно-воздушной среде – те, у кого более развито легочное дыхание.
У нас же объект особенный.
Установить эти особенности – наша с вами задача.
Данный вид амфибий относится к шпорцевым лягушкам.Они живут только в водной среде.Обитают в пресных, чистых водах, в странах Южной Америки и Африки.
Шпорцевые лягушки имеют отличительные особенности от других видов.

Приложение Слайд 4.

Задание 2. Давайте рассмотрим внешнее строение тела лягушки:

  1. Форма тела – обтекаемая, что позволяет отлично передвигаться в воде.
  2. Посмотрите на кожу лягушки. Какое значение она имеет в жизни лягушки. (Кожа богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает от более крупных врагов.)
  3. Назовите отделы тела: – голова; туловище; конечности.
  4. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза (имеют ли они веки), уши – барабанные перепонки, рот. Что мы наблюдаем?
  5. Рассмотрим переднюю и задание конечности. Чем они отличаются. На задних конечностях между пальцами находятся перепонки, которые имеют большое значение для передвижения в воде.
  6. Мы наблюдали за лягушками в воде. Скажите, активно ли они себя ведут или пассивно?
  7. Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек? (От t, влажности воздуха, химического состава среды.)

Приложение Слайд 5.

Задание 3. Сейчас мы переходим к исследованию. Для этого возьмите карточку № 2.Работать вы будете по группам. У каждой группы свое наблюдение. Прочитайте задание № 1, проведите наблюдение и запишите его в карточку в 3 столбик.

Приложение Слайд 6.

Карточка № 2.

№ группы

Наблюдения

Что наблюдали

№ 1. 1. Особенности дыхания.

– Пронаблюдайте, сколько раз в минуту лягушка поднимается к поверхности воды для осуществления вдоха.
– Посчитайте количество сокращений мышц дна ротовой полости в минуту.

 
2. Способ питания.

– Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания.

 
№ 2. 1. Реакция на приближающийся предмет.

– Пронаблюдайте за поведением лягушки, погружая предмет в воду.
– Как ведет себя лягушка при прикосновении до её спинки, лапки и при появлении предмета перед мордочкой.

 
2. Способ питания.

– Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания.

 
№ 3. 1. Реакция на звук.

– Поднесите камертон к аквариуму и ударьте по нему несколько раз молоточком.
– Как ведут себя лягушки во время появления звука.

 
2. Способ питания.

– Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания.

 
№ 4. 1. Реакция на бусинку.

– Пронаблюдайте за поведением лягушки, после опускания в аквариум бусинки.

 
2. Способ питания.

– Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания.

 

– Сейчас мы послушаем, что наблюдала каждая группа, и сделаем выводы о процессах жизнедеятельности лягушки.

Приложение Слайд 7.

 Задание 4. Для того, чтобы обобщить материал нашего урока, расставить все акценты на главном, не забыть о важном и второстепенном, предлагаю выполнить следующее задание.

Название вида – Шпорцевая лягушка
Представитель класса – ___________
Среда обитания –  ________________
Форма тела – ____________________
Тело покрыто –  __________________
Зрение –  ________________________
Обоняние –  _____________________
Слух –  _________________________
Способ питания –  ________________
Дыхание –  __________ и __________

– Завершая наш урок, хочется сказать, что мы достигли цели. Мы провели исследование процессов жизнедеятельности лягушки.

Приложение Слайд 8.

Задание 5. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн, т.е. написать пятистрочное сочинение о нашем уроке (или о лягушке).

  1. Одно существительное – Урок.
  2. Два прилагательных (какой) –  ___________, _____________.
  3. Три глагола (чему научились) –  _________, ___________ и ________.
  4. Ваше состояние на уроке (одно предложение) –   __________________.
  5. Ваши пожелания –  __________________________________________.