Интегрированный урок по окружающему миру и математике по теме: "В гости к осени". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о характерных признаках в живой и неживой природе осенью;
  • развивать речь, мышление;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • закрепить знание таблицы сложения однозначных чисел с переходом через разряд;
  • умение решать простые задачи изученных видов.

Оборудование:

  • таблицы с названиями осенних месяцев, объектов неживой природы, осенних явлений;
  • шапочки с изображением животных;
  • рисунки грибка, ёлочки, пня, вырезанные из цветной бумаги листья, на которых напечатаны примеры; осенний букет, тесты.

Подготовка к уроку: экскурсия в лес.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть,
7, 8 – лень отбросим.

II. Сообщение темы урока

– Сегодня мы совершим путешествие. Куда? Догадайтесь.

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём –
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Итак, это…

– Назовите осенние месяцы.

(Вывешивается таблица с названиями осенних месяцев.)

– Мы сегодня повторим и обобщим знания, которые получили при изучении темы >В гости к осени”, побываем в гостях у лесных жителей и посмотрим, кто как живёт осенью. А так же закрепим знание таблицы сложения однозначных чисел с переходом через разряд и умение решать задачи.

III. Работа по теме урока

1. Неживая природа.

– Какие изменения происходят в природе осенью? Послушайте стихотворения и назовите объекты, относящиеся к неживой природе.

Кончается лето,                          Золотые, тихие
Кончается лето.                          Рощи и сады,
И солнце не светит                    Нивы урожайные,
И прячется где-то.                      Спелые плоды.
И дождь-первоклассник,           И не видно радуги,
Робея немножко,                        И не слышен гром,
В косую линейку                         Спать ложится солнышко
Линует окошко.                           Раньше с каждым днём.

(Ответы детей.)

– Продолжите этот ряд. (Вывешивается таблица с названиями объектов неживой природы.)

– Расскажите об осенних явлениях в неживой природе.

(Ответы детей.)

– C приходом осени наступает похолодание. (Вывешивается карточка со словом.)

2. Растения.

а) Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.

– О чём говорится в этих строчках?

– К какой части природы относятся растения?

– Расскажите об изменениях, которые происходят в жизни растений осенью.

(Ответы детей.)

– С приходом осени начинается листопад. (Вывешивается карточка со словом.)

– Почему осенью деревья сбрасывают листву?

– Все ли деревья сбрасывают листву осенью?

б) Осенние листья летят и кружатся,
Ковром золотистым на землю ложатся.

– Посмотрим, где же упадут эти листочки.

На доске прикреплены листочки, на них напечатаны примеры: 6 + 6, 4 + 8, 9 + 5, 7 + 6, 7 + 7, 5 + 8, 9 + 4, 7 + 5, 6 + 8. Ниже прикреплены рисунки: грибок с числом 13, ёлочка с числом 12, пень с числом 14. Дети самостоятельно решают и записывают примеры в нужный столбик.

Проверка.

– Листочки с какими примерами упали под грибком? Под ёлочкой? Под пнём?

Физкультминутка

3. Животные.

– Над родимым краем
В тихой вышине ,
Осень проплывает
В золотом челне.

Осень.

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?

– Осень в гости к нам пришла. Что в подарок принесла?

Осень.

С облаками небо,
Много, много, хлеба,
Яблоки румяные,
Ягоды медвяные,
Сливы и груши,
Если хочешь – скушай.
Белочке – орешки.
Ежу – сыроежки.
Корешки – для мышки.
На ёлочке – шишки.
На рябине – кисти.
Золотые листья. (Дети надевают шапочки с изображением животных.)
А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ёжик, бурый мишка!
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень!

Заяц.

Пора мне зайчику линять,
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Ты, осень, шубку мне найдёшь?

Осень. Найду, найду!

Лиса. Заяц-беляк всё лето серым бегал, а сейчас вот в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубу надела. Одна я , бедная , зимой и летом одним цветом.

– Почему лиса осталась недовольной?

(Ответы детей.)

– Осенью звери линяют. (Вывешивается карточка со словом.)

Белка.

С утра до ночи прыгаю –
Запасы собираю.
Орехи, ягоды, грибы
На зиму запасаю.
В моём дупле, где я живу,
Большая кладовая,
Её наполнить я спешу
От края и до края.

Осень. Ты не устала белочка?

Белка. Устала, конечно, но что поделаешь, когда зима придёт, без запасов не проживёшь.

Осень. Ну что ж, старайся. В добрый час.

Сценка “Белка и лесная мышь”

Белка. Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ах, злодейка!

Мышь. Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!

– Поможем Белочке и Мышке посчитать запасы.

Дети самостоятельно решают задачи.

а) На веточке висели орешки. Когда белка 8 орешков отнесла в дупло, на веточке осталось ещё 7. Сколько орешков было на веточке сначала?
б) Мышка нашла 11 зёрнышек. Когда она несколько зёрнышек съела, у неё осталось ещё 5. Сколько зёрнышек съела мышка?

Проверка решения.

– Кто из животных делает запасы на зиму и какие?

Медведь.

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне приснится мёд,
Проснусь, когда весна придёт.

Осень. А ты что хочешь, Ёж-ежишка?

Ёж.

Я тоже буду спать, как Мишка.
Я поохотился за лето –
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Сучков себе я принесу,
Квартирку сделаю в лесу,
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотиться начну.

Дети самостоятельно решают задачи.

а) Медведь за один день нашёл 12 грибов, а ёж 3 гриба. На сколько грибов больше нашёл медведь, чем ёж?
б) Медведь искал место для берлоги 11 дней, а ёж – 3 дня. На сколько дней меньше потребовалось ежу, чем медведю?

Проверка решения.

– Что помогает перезимовать медведю и ежу? Какие ещё животные впадают в спячку осенью?

– А вот как готовятся к зиме кабанчик и лисёнок.

Сценка ”Кабанчик и Лисёнок”

Лисёнок. Ай-ай, ты же совсем голый, Кабанчик. Щетинка редкая, да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?

Кабанчик. Худой ты что-то, Лисёнок! Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

Лисёнок. У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!

Кабанчик. А у меня хуже думаешь? У меня под кожей-то – жир. Жир лучше всякой шубы греет!

– Делают ли эти звери запасы на зиму?

Физкультминутка

– Готовятся к зиме и птицы. Как? Послушайте.

Сценка “Глухарь и Сорока”

Глухарь. Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью – на светлой опушке.

Глухарь. А теперь куда?

Сорока. В деревню, милок, в деревню.

Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.

Глухарь. Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока. Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, на помойке объедков найду. Я птица не гордая!

– Какие птицы остались зимовать? Как они готовятся к зиме?

– Какой объект живой природы может стать природе как другом, так и врагом?

– Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

– Мы будем улетать и прилетать , ты только успевай считать.

а) На кормушке сидело 9 синиц, потом прилетело ещё несколько синиц.Сколько прилетело птиц, если их стало меньше 16?

– Вставь в “окошко” число, чтобы неравенство было верным: 9 + … < 16.

– Могло ли прилететь 9 , 8 , 7 птиц?

– Все ли птицы остаются зимовать? Как называют этих птиц?

(Вывешивается карточка со словом перелётные.)

– Можно ли задержать перелётных птиц на зиму здесь, у нас, если развесить на деревьях утеплённые птичьи домики?

б) Стая диких уток была в полёте 1 неделю и 5 дней. Сколько это всего дней?

IV. Итог урока

1. Игра “Эхо“

– Стоит на берегу лес. Густой как стена. Крикнешь – лес ответит.

– Эхо лесное, спросить могу?

– Ау-ау.

– Листья лесные, куда пропали?

– Опали, опали.

– Птички-невелички, давно ли галдели?

– Мы на юг улетели.

– Лягушки и жабы куда подевались?

– Мы в ил закопались.

– Белки и зайцы про вас не знаем.

– Линяем, линяем.

– Так что же творится в лесу?

– ???

– Лес притих и ждёт наступления зимы.

2. – Осень, спасибо что пришла. А скажи, Осень, что ещё ты принесла?

Осень.

Ещё побуду с вами я.
Побуду и на память вам
Листочки яркие раздам.

Хочу узнать, кто из вас самый внимательный и наблюдательный.

Тест.

1. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:

Осень, ……………… , ……………….. , ………………… .

2. Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

…. октябрь;
…. сентябрь;
…. ноябрь.

3. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом?

а) выше, чем летом ;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом .

4. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками:

Медведи      мёд
Бобры          зерно
Мыши         жир
Белки          ветки деревьев
Пчёлы         грибы, орехи

5. Подчеркни перелётных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами:

скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка .

6. Объясни, почему птицы осенью улетают в тёплые края?