Использование алгоритмов на уроках химии

Разделы: Химия


Алгоритмы отрабатываются сначала в классе совместно с учителем, затем дома при выполнении домашнего задания. В результате алгоритм запоминается автоматически у более сильных учеников. При работе со слабоуспевающими учащимися проговариваем алгоритм снова и снова до тех пор, пока он не запомнится.

Личный опыт показывает высокую эффективность применения алгоритмов в обучении химии.

Алгоритм “Распределение электронов в атоме ХЭ”

1. Запиши химический символ элемента.

Распределение электронов в атоме ХЭ

Кол-во e (N) на данном ЭУ:

N = 2n2
n – номер ЭУ

1-й ЭУ

 

1s…

2-й ЭУ

 

2s…

     

2р…

3-й ЭУ

 

3s…

     

3р…

         

3d…

4-й ЭУ

4s… 4р… 4d… 4f…

2. Слева снизу укажи заряд ядра его атома.
3. Определи количество электронов в атоме ХЭ.
4. Выясни количество энергетических уровней в атоме данного ХЭ ( = № периода!!!)
5. Запиши распределение электронов по ЭУ (под “дугами”)
6. Запиши графическую формулу 1-го ЭУ (“квадратик”, “стрелки”).
7. Напиши электронную формулу 1-го ЭУ–1s
8. Запиши графическую формулу 2-го ЭУ (“квадратик”, “стрелки”).
9. Напиши электронную формулу 2-го ЭУ – 2s
10. Запиши графическую формулу 3-го ЭУ (“квадратик”, “стрелки”).
11. Напиши электронную формулу 3-го ЭУ – 3s3d
12. Если имеется 4-й ЭУ – запиши распределение электронов аналогично.
Количество электронов на ВЭУ = № группы.

Химичекий идеал – 8 электронов на внешнем энергетическом уровне.

В результате отдачи-принятия электронов образуются химические соединения (вещества).

Алгоритм “Определение типа ХС в соединении”

1. Определи состав соединения – металл-неметалл или неметалл-неметалл.
2. Установи тип ХС – ионная, ковалентная (полярная, неполярная).
3. Если связь ионная: 3. Если связь ковалентная:
4. Запиши электронное строение “соединяющихся” атомов по энергетическим уровням (“ДУГИ”) 4. Запиши электронное строение ВЭУ каждого из “соединяющихся” атомов в виде графической электронной формулы (“СТРЕЛКИ”, “квадратики”).
5. Выясни, сколько электронов может отдать металл для достижения “химического идеала” 5. Определи количество неспаренных электронов в атомах каждого ХЭ по графической электронной формуле.
6. Выясни, сколько электронов необходимо принять неметаллу для достижения “химического идеала”. 6. Определи количество обобществляющихся электронов и количество образующихся общих электронных пар.
7. Стрелкой покажи переход электронов от металла к неметаллу. 7. Выясни значение электроотрица – тельности ХЭ в соединении.
8. Если необходимо – допиши атом металла (неметалла). 8. Запиши структурную формулу соединения, указав точками общие электронные пары в ( ), учитывая смещение общей электронной пары в сторону более ЭО-го ХЭ (если связь ков. пол.)
9. Укажи состав образовавшихся ионов.  

Степень окисления

Степень окисления

Примеры

0

В атомах простых веществ: Na, Fe, O2, N2, B

+

Металлы в соединениях: Na+Cl, Fe+2Br2, Fe+3Br3, Ca+2O

Менее электроотрицательные ХЭ в соединения: H+Cl, H2+O, NH3+, CH4+

Неметаллы в соединениях: NaCl, FeBr2, FeBr3, CaO–2

Более электроотрицательные ХЭ: HF, H2O–2, N–3H3

Алгоритм составления формулы вещества по известной степени окисления.

1. Запиши знаки ХЭ рядом.

2. Металл на первом месте, затем неметалл.         FeBr

  • Или: на первом месте менее электроотрицательный ХЭ, на втором – более электроотрицательный ХЭ.         NO
3. По периодической системе определи степени окисления каждого ХЭ, учитывая характер ХЭ – металл (отдает электроны) или неметалл (принимает электроны)

Fe+3Br – 1         N+3O– 2

4. Найди наименьшее общее кратное значение степеней окисления ХЭ, образующих вещество.

3                      10
Fe+3Br – 1         N+5O– 2

5. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления металла (менее электроотрицательного ХЭ) > получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справо снизу этого ХЭ.

3                      10
Fe1+3Br – 1         N2+5O– 2

6. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления неметалла (более электроотрицательного ХЭ) > получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справо снизу этого ХЭ.

3                      10
Fe+3Br3 – 1         N2+5O5– 2

7. Назови соединение.

FeBr3 бромид железа (III)
N2O5оксид азота (V)

Алгоритм для решения задач

1. Составь и запиши “Дано:” – для этого определи, какие вещества взяли и какие получили в результате реакции.
2. Определи, что необходимо найти (какую массу вещества или его количество или другие параметры).
3. В решении составь и запиши уравнение химической реакции.
4. Над формулами веществ запиши известные данные (только для чистых веществ, то есть не содержащих примеси).
5. Над уравнением над формулами веществ запиши неизвестные величины, которые необходимо найти – обозначь их за “х”.
6. Выполни расчеты по уравнению: найди относительную молекулярную, молярную массы и массу по уравнению веществ, с которыми работаешь решая задачу. Запиши эти данные под уравнением.
7. Составь и реши пропорцию.
8. Запиши ответ.

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Алгоритм “Электролиз водного раствора”

1. Запиши уравнение диссоциации соли.

2. Запиши уравнение диссоциации воды.

3. Запиши ионы, направляющиеся к катоду (учитывай диссоциацию молекул воды). 3. Запиши ионы, направляющиеся к аноду (учитывай диссоциацию молекул воды).
4. По электрохимическому ряду напряжений металлов определи положение металла, входящего в состав соли. 4. Выясни состав аниона (кислородсодержащий или бескислородный)
5. Если металл находится правее водорода, то восстанавливается именно он:

Сu+2 + 2ё ––> Сuо

5. Если анион бескислородный, то окисляется именно он:

S – 2 – 2ё ––> Sо

5. Если металл находится левее Al (включительно), то восстанавлив- ливаются

+ + 2ё ––> Н2о

6. Если анион кислородсодержащий, то происходит окисление

4ОН – 4ё ––> 2Н2О

5. Если металл находится правее Al, но левее водорода, то возможно протекание одновременно

+ + 2ё ––> Н2о

Мn+2 + 2ё ––> Мnо

 

КАК НАЗВАТЬ органическое соединение

1. Определи принадлежность вещества к определенному классу – по наличию кратных связей, функциональных групп. СУФФИКС!!!
2. Пронумеруй самую длинную цепь атомов углерода (или цикл из атомов С) с того края молекулы, к которому ближе кратная связь или функциональная группа.
3. Установи нахождение кратных связей или радикальных групп в углеводородной цепи.
4. Назови радикальные группы, их локализацию.
5. Дай полное название органическому веществу.

КАК НАПИСАТЬ формулу вещества по названию

1. В названии вещества определите количество атомов углерода в самой длинной цепи.
2. Запишите цепь из атомов углерода.
3. По суффиксу определите принадлежность вещества к конкретному классу и дополните углеводородную цепь кратными связями или функциональной группой.
4. Выделите названия радикалов и их локализацию. Напишите их формулы в углеводородной цепи.
5. Дополните структурную формулу атомами водорода согласно валентности углерода = IV.

Типичные реакции

Кислот

1. КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ ––> СОЛЬ + ВОДА

H2SO4 + 2NaOH ––> Na2SO4 + 2H2O

2. КИСЛОТА + ОКСИД МЕТАЛЛА > СОЛЬ + ВОДА

HNO3 + K2O ––> KNO3 + H2O

3. КИСЛОТА + МЕТАЛЛ ––> СОЛЬ + ВОДОРОД

2HCl + Zn ––> ZnCl2 + H2

4. КИСЛОТА + СОЛЬ ––> НОВАЯ КИСЛОТА + НОВАЯ СОЛЬ

H2SO4 + 2NaCl ––> 2HCl + Na2SO4

Солей

1. СОЛЬ + КИСЛОТА ––> ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА

2. СОЛЬ + ЩЕЛОЧЬ ––> ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГОЕ ОСНОВАНИЕ

3. СОЛЬ + МЕТАЛЛ ––> ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГОЙ МЕТАЛЛ

4. СОЛЬ1 + СОЛЬ2 ––> СОЛЬ3 + СОЛЬ4

Оснований

1. ОСНОВАНИЕ + КИСЛОТА ––> СОЛЬ + ВОДА

H2SO4 + 2NaOH ––> Na2SO4 + 2H2O

2. ЩЕЛОЧЬ + ОКСИД НЕМЕТАЛЛА > СОЛЬ + ВОДА

2LiOH + CO2 ––> Li2CO3 + H2O

3. ЩЕЛОЧЬ + СОЛЬ ––> НОВОЕ ОСНОВАНИЕ + НОВАЯ СОЛЬ

2KOH + CuCl2 ––> Cu(OH)2 + 2KCl

4. НЕРАСТВОРИМОЕ ОСНОВАНИЕ ––> ОКСИД МЕТАЛЛА + ВОДА

Cu(ОН)2 ––> CuО + H2O

Основных оксидов

1. ОСНОВНЫЙ ОКСИД + КИСЛОТА ––> СОЛЬ + ВОДА

HNO3 + K2O ––> KNO3 + H2O

2. ОСНОВНЫЙ ОКСИД + КИСЛОТНЫЙ ОКСИД ––> СОЛЬ

Na2O + SO3 ––> Na2SO4

3. ОСНОВНЫЙ ОКСИД + ВОДА ––> ЩЕЛОЧЬ (ОКСИД АКТИВНОГО МЕТАЛЛА)

Li2O + H2O ––> 2LiOH

Кислотнх оксидов

1. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ЩЕЛОЧЬ ––> СОЛЬ + ВОДА

2LiOH + CO2 ––> Li2CO3 + H2O

2. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ОСНОВНОЙ ОКСИД ––> СОЛЬ

Na2O + CO2 ––> Na2CO3

3. КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ВОДА ––> КИСЛОТА

SO3 + H2O ––> H2SO4