Развитие самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


План:

  1. Введение
  2. Активность и самостоятельность учащихся
  3. Работа с деформированным текстом.
  4. Падежные окончания имен существительных
  5. Заключение

Введение

Вопрос о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. Но особенно остро ставиться этот вопрос в настоящее время. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом.

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский.

Активность и самостоятельность учащихся

Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал”.

В свете задач, поставленных перед школой, закрепление знаний, умений и навыков приобретает особое значение: учиться на уроке – один из основных принципов работы в современной школе.

Для того чтобы убедиться, что учащиеся поняли материал, я использую различные приемы работы по закреплению правил.

Опыт показывает, что закрепление наиболее эффективно, когда оно слагается из следующих элементов:

а) проверка усвоения теоретического материала;
б) анализ примеров, иллюстрирующих применения теории на практике;
в) тренировка с целью выработки практических навыков.

Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа учащихся. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно, и творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала, в том числе орфографии. В этих целях я практикую задания типа “Объясни”. “Докажи”, ставить вопрос “Почему?”, требовать обоснования того или иного написания.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. С этой целью я применяю разнообразные виды заданий. Например, списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляю рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь. Например, конь..., дети пишут: коньки.

Работа с деформированным текстом.

При работе с деформированным текстом я применяю следующий вид заданий:

а) составление предложения из слов, данных не в обычном порядке.

Например: первым, в, человек, космосе, советский, побывал.

б) распространение предложений с помощью вопросов. Дается предложение и ряд вопросов к нему.

Например: идет дождь (вопросы: Когда? Какой?). С помощью этих вопросов учащиеся распространяют предложение.

Большое место в преподавании русского языка в последние годы занимают творческие самостоятельные работы.

Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.

Например:\

Текст диктанта: Слова для справок:
1. Туристы побывали в древних городах…
2. Солнце всходит на…,а заходит на … .
3. Мы расположились на отдых на… леса.
4. По обеим сторонам… росли пахучие ели.
5. На … собралось много народу.
Аллея, пристань, Москва,
Казань, Ярославль, опушка,
восток, запад

Изучив тему “Глагол”, можно детям предложить задания такого рода:

1. Дописать глаголы по смыслу и объяснить правописание безударных гласных в следующих предложениях:

Медведь в берлоге лапу… . Журавли караваном… . Ручьи по оврагам… .

2. Выписать из словаря глаголы, обозначающие движение.

3. Продолжить рассказ. Глаголы употребить в прошедшем времени. Безударные гласные подчеркнуть.

За ягодами.

Маша жила в деревне. Летом она ходила в лес за ягодами и грибами. Однажды…

4. Написать предложения в порядке усиления движения. Вставить пропущенные буквы.

Путник ш…гает. Лошадь б…жит. Черепаха п…лзет. Ракета н…сеется.

Полезным видом самостоятельной работы является составление учащимися орфографических таблиц, аналогичных приведенным в учебнике. Сначала таблица составляется коллективно под руководством учителя, затем учащимся предлагается составить таблицу самостоятельно. Так, закрепляя правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонений, учащиеся составляют сводную таблицу, выделяя в ней окончания родительного, дательного и предложного падежей.

Падежные окончания имен существительных

Предлог Падеж Существительные
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
к

от

по

из

о

Д.

 

 

 

Газете

 

 

Классу

 

Степи

 

По данным таблицы учащиеся путем сопоставления падежных окончаний имен существительных делают вывод о том, в каких падежах они имеют одинаковые окончания.

Составление подобных таблиц помогает учащимся наглядно представить себе формы склонение имен существительных, обобщить и закрепить материал о правописании падежных окончаний.

Известно, что прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии. Одним из эффективных видов упражнений является письменный орфографический разбор или диктант с обоснованием.

В своей практике часто применяю работу с опорными словами, сочинения – миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинение по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу и др.

Заключение

На заключительных уроках для систематизации и обобщения знаний по определенной орфографической теме учащееся составляют упражнения и задания к ним самостоятельно. Образцами могут служить упражнения учебника. Например, после изучения темы “Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения” ащихсяденисочинения на заданную учителем тему, сочинение по пословице, по аналогии с прочитаннымть материалней окончания роди можно предложить детям составить упражнение, в котором существительное школа употреблялась бы во всех падежах.

Вот один из примеров такого упражнения:

Наша школа большая и красивая. Около школ… мы посадили сад. Садовые дорожки ведут прямо в школ… Я люблю свою школ… В школ… я научился читать и писать.

Подобные упражнения возможны и по другим грамматико – орфографическим темам.

Познакомившись, например, с правописанием звонких и глухих согласных, учащиеся составляют упражнение, в котором включают слова с данной орфограммой. Ученик выполняет упражнение, которое составил его товарищ, а свое передает другому ученику. Такая самостоятельная работа с элементами творчества активизирует мыслительную деятельность школьников, вырабатывает у них навыки сознательного применения теории на практике.

Чтобы сэкономить время на уроке, заострить внимание учащихся на изучаемой орфограмме и тем самым лучше закрепить изучаемый материал, можно предложить выборочное списывание, когда текст упражнения выполняется не целиком, а частично, по указанию учителя. Задания на выборочное списывание можно предлагать при изучении любой темы по орфографии.

Для развития у детей внимания и сосредоточенности можно использовать свободное списывание. Сначала текст упражнения анализируется, разбираются трудные орфограммы, затем учащиеся читают отдельные абзацы и весь текст целиком и самостоятельно записывают своими словами или близко к тесту. После выполнения работы дети сверяют свои записи с текстом учебника и исправляют орфографические ошибки. Материал для свободного списывания должен быть интересным по содержанию, понятным детям, в тексте должно быть как можно меньше неизученных орфограмм.

Описанные выше упражнения выполняются учащимися на уроке под руководством учителя. При этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают “техникой” выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. При этом не обязательно “изобретать” свои задания, он может творчески использовать дидактический материал учебника.

Весьма эффективной формой закрепления орфографических навыков, как известно, являются задания на составление предложений. В классе такие задания практикуются часто. Что касается домашних заданий, то учителя довольствуются, как правило, тем материалом, который предлагает учебник. Следует заметить, что возможности для развития творческих особенностей учащихся при выполнении домашней работы с элементами творчества выполняются детьми охотнее, чем “обычные” задания. Нет надобности доказывать, что подобные задания являются хорошим средством повышения не только орфографической, но и общеязыковой грамотности учащихся.

Литература

  1. М.Р.Львов “Методика преподавания русского языка в начальной школе”, М-2000.
  2. В.А.Кузьмин “Методика преподавания русского языка”, М-1995.
  3. Журнал “Воспитание и обучение”, Воронцовой, М-2000.
  4. Журнал “Начальная школа”, №6 -2000.