Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологии в рамках программы ОБЖ по теме: "Внимание: природа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие № 1

Тема: “Насекомые”.

Предшествующая работа:

  • - занятие по развитию речи “Как я провел лето”;
  • - коллективная аппликация “Луг”;
  • - рассматривание иллюстраций о лете, фотографий о летнем отдыхе детей;
  • - чтение рассказа М. Пришвина “Золотой луг”

Программное содержание:

  1. Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании.
  2. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
  3. Закрепить у детей понятие сообщества “Луг” и названия луговых цветов.
  4. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Ход занятия

(дети стайкой стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Как быстро пролетело лето. Чем оно вам запомнилось?

(ответы детей)

Как много интересного вы рассказали.

Что запомнилось мне? Отгадайте мою загадку:

Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал.
Лежит у речки голубой – и желт, и синь, и ал.
Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Да, это луг.

Совсем недавно мы с вами делали коллективную аппликацию, которая так и называлась – “Луг”. Давайте внимательно рассмотрим свою работу.

Какие цветы растут на лугу? (ответы детей)

Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет.

(слушание музыкального фрагмента)

Воспитатель читает стихотворение:

Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Воспитатель: Цветы на лугу очень красивые. Можно ли их рвать?

(ответы детей)

Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много.

У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или

предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.

(по мере отгадывания размещать на детской работе):

(воспитатель загадывает детям загадки)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела )

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.

Что вы знаете про них? (ответы детей)

Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.

А вот еще одна загадка:

точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Отгадали?

Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)

У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные.

Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю.

Божью коровку надо беречь.

Посмотрите, как много у меня разноцветных бабочек (показывает открытки). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.

Знакомо ли вам это насекомое: не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом. Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

Вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…

Игра: разделить детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.

Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.

Далее можно прочитать детям сказку Н. Павловой “Желтый, белый, лиловый” или показать мультфильм по мотивам сказки В. Бианки “Муравьишка-хвастунишка”.

Задание на дом: подобрать иллюстрации с изображением разных насекомых, вместе с родителями подобрать загадки и народные приметы (позже сделать книгу с детьми).

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
  5. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Конспект занятия № 2

Тема: “Растения лекарственные и ядовитые”.

Предварительная работа:

  1. Прогулка по участку детского сада или в ближайшее природное окружение, рассматривание растений – подорожник, крапива, лопух, одуванчик.
  2. Познавательное занятие по экологии – “Растения, которые лечат”.
  3. Чтение авторской сказки Т. А. Шорыгиной “Советы лесной мышки” из серии “Осторожные сказки” - Безопасность для малышей.
  4. Чтение сказки “Одуванчик” из книги “Окно в мир природы” (экологический атлас, авторы Турчина Г. П., Иванов Ф.Ф., Иванов С.Ф.).
  5. Дидактическая игра “Доктор Айболит”.

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о ядовитых растениях, учить узнавать их.
  2. Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения.
  3. Содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умению анализировать при отгадывании и загадок.
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.

Ход занятия

(дети сидят полукругом перед воспитателем)

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой и называется она - “Как появились цветы на земле” (авторская сказка Т.И. Поповой).

(воспитатель читает сказку)

Возвращался Иван-Царевич от бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул он три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-Царевича, а другие ядовитые – это там, где баба-Яга ступала.

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Как вы думаете, почему это сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Перед вами два панно: зеленого цвета – здесь мы разместим добрые цветы и черного цвета – ядовитые. У каждого из вас есть картинки этих растений, давайте разделим их.

Воспитатель: Какие растения вы считаете добрыми и почему? (выслушать ответы детей по результатам предварительной работы, сделать обобщение.

Воспитатель: Чем хорошо лечить разбитые коленки? (подорожник)

Какие растения помогают при простуде? (мать-и-мачеха, отвар подорожника)

Отгадайте загадку:

Это прозвище недаром у красивого цветка
Капля сочного нектара и душиста и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет…(медуница)

Воспитатель: Это удивительно красивое растение поможет излечиться от простуды.

А знакомо ли вам это растение? (зверобой) (показ иллюстрации)

В чем его особенность? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно, это растение от многих болезней на длинном стебле располагаются маленькие продолговатые листочки, а на верхушке множество мелких цветков, состоящих из пяти желтых лепестков, но если вы слегка потрете этими цветками небольшой участок тела, то это место станет похожим на синяк – тогда это точно зверобой.

(воспитатель показывает следующую картинку)

Воспитатель: Почему это растение называется тысячелистник?

(ответы детей)

Действительно, у него множество мелких листочков.

Почему на эту зеленую полянку вы поместили календулу? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем. Сейчас каждый из вас задумает свой “добрый цветок”, сидящий с вами товарищ может задать вам не более 4-х вопросов, чтобы определить, кто вы и какую помощь оказываете.

(воспитатель предлагает детям под музыкальное сопровождение прогуляться по лесной опушке и разобрать растения, которые они разместили на черном панно)

Воспитатель: Удивительно красивые растения собрали вы на опушке леса.

Вам знакомы они? (ответы детей)

Хочу предупредить вас о том, чтобы вы никогда не собирали незнакомые растения, какими красивыми бы они не были.

Давайте попробуем узнать их (проводится игра “Узнай по описанию”):

Этот цветок появляется ранней весной. На пригретых солнцем местах на тонких длинных стебельках вырастают цветы с белыми или желтыми цветами. Они качаются даже при самом слабом ветерке, как будто кланяются весне. (ветреница)

Послушайте стихотворение:

Верится, не верится,
Повстречалась ветреница.
Желтая иль белоснежная,
Но ранняя, подснежная.
Снег давно уже устал,
И подснежник снегом стал.
Значит, скоро будет лето,
Не забыли вы про это?

Появляется ранней весной, цветы голубого цвета, листочки появляются после того, как растение отцветает (печеночница, или синий подснежник, или перелеска).

На высоком стебле в начале лета появляется желтый шарик этого цветка. На одном стебле растения может быть до 5 цветков. Любит сырые места, нередко образует целые заросли (купальница, или купава, или купавка, или бубенчики).

Это запоминающееся растение, на его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся позднее, в одну черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны (вороний глаз).

Цветет с июня по сентябрь желтыми цветками, собранными в соцветия. Можно встретить везде: на полях, в лесах, возле дорог.

(пижма обыкновенная)

Воспитатель: Все эти растения ядовиты, хотя и очень красивы, поэтому надо быть осторожными в общении с природой. Но мы познакомились лишь с некоторыми растениями, кроме того, многие из них уже стали очень редкими, поэтому при встрече с ними уничтожать их нельзя.

Задание на дом:

1. Придумайте условные обозначения, которые помогут сохранить в природе лекарственные и редкие растения.

2. Вместе с родителями подберите по одному ядовитому растению (фото и описание).

Запомни эти правила:

1. Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито.

2. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.

3. Придя с прогулки, обязательно вымой руки.

4. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Конспект занятия № 3

Тема: “Съедобные и несъедобные грибы”.

Предварительная работа:

  1. Чтение стихотворения П. Синявского “Грибная электричка”.
  2. Чтение “Лесная сказка”, “Окно в мир” (экологический атлас, авторы Турчина Г.П., Иванов Ф.Ф., Иванов С.Ф.)
  3. Занятие по лепке, тема “Грибы”.

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки.
  2. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Развивать чувство композиции во время работы с бумагой, умение работать в коллективе.

Ход занятия

(дети стайкой стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, чем богата осень? (ответы детей)

Отгадайте загадку: Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы.

(это гриб)

(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом)

Воспитатель: У меня в корзине много грибов, я буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки (использовать муляжи грибов):

  1. Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я…(подосиновик).
  2. Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу, называют их…(опята).
  3. Среди молодых сосенок в блестящей темной шапочке растет грибок…(масленок)
  4. Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной, или сероватой. Собирай, не мешкай, это…(сыроежки).
  5. Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут…(подберезовик).
  6. На белой толстой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).
  7. У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти – он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют…(бледной поганкой).
  8. Возле леса, на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый…(мухомор).

Воспитатель: Вы обратили внимание, что каждый гриб растет в определенном месте: под березой, под осиной, под елями…

Многие из вас, наверное, думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, от нее тянутся тонкие длинные нити к грибам, это означает, что грибы по одиночке не растут. Нельзя нарушать место, где растут грибы.

А как вы собираете их в лесу? (ответы детей)

Гриб срезают аккуратно ножом. Если гриб нечем срезать, это не беда.

Его можно слегка раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной.

А что делать, если гриб оказался червивый? (ответы детей)

Надо разломать шляпку и разбросать в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.

Есть очень важное правило: брать можно только знакомые и съедобные

грибы. Другие оставляют, не топчут и не сбивают, они нужны лесу: деревья растут лучше, некоторые лесные животные едят их и лечатся ими. А в нашей корзине все грибы съедобные? (ответы детей)

Да, вы правильно отметили, мы положили и несъедобные грибы – мухомор и бледную поганку. А какие несъедобные грибы вы знаете еще?

Давайте поиграем в игру Съедобные – несъедобные”.

(игра проводится с мячом в кругу)

Воспитатель: (предлагает вновь вернуться на стульчики)

Послушайте сказку, которая называется “Война грибов”.

В старые – стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!

Отказалися белянки:

- Мы – столбовые дворянки! Не пойдем на войну!

- Приходите, рыжики, ко мне на войну!

Отказалися рыжики:

- Мы – богатые мужики! Не пойдем на войну

- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!

Отказалися волнушки:

- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!

- Приходите вы, опенки, ко мне на войну!

Отказалися опенки:

- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!

- Приходите, грузди, ко мне на войну!

- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Воспитатель: Какие новые съедобные грибы вы узнали из этой сказки? Найдите их среди наших грибов. (ответы детей)

Как вы думаете, почему боровик не звал на войну ядовитые грибы? (ответы)

Воспитатель: Предлагаю вам сделать композицию “Грибная полянка”.

У меня на столе лежат заготовки, вы выбираете - какой гриб будете делать и можете работать.

(создается общая композиция из готовых форм или в технике “рваная бумага”)

Воспитатель: Наша картина готова. А теперь представьте себя насекомыми, живущими под грибами. Вы должны составить короткий рассказ о жизни в грибном домике: где он находится и о его лесных соседях.

(позже можно составить книжку с детскими рассказами)

Правила для грибников:

  1. Не собирайте незнакомые грибы.
  2. Не собирайте грибы, растущие вдоль обочины дорог.
  3. Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
  4. Не храните необработанные грибы более суток.
  5. К ядовитым грибам относятся бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб.

Конспект занятия № 4

Тема: “Путешествие в лес”.

(занятие проводится в зале в виде путешествия с полянки на полянку )

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей о растениях леса, съедобных и несъедобных грибах.
  2. Расширить представления о растениях леса: деревья, ягоды; о животных обитателях леса.
  3. Продолжать формировать логическое мышление у детей, умение быстро отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства.
  4. Показать зависимость существования всех объектов природного мира, воспитывать добрые отношения ко всему живому, желание ухаживать и защищать.
  5. Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве и работать с картой – схемой.

Ход занятия

(занятие начинается в группе, дети стайкой стоят вокруг воспитателя)

(Воспитатель сообщает детям, что сегодня они получили письмо, в котором неизвестный друг приглашает их в гости, письмо читают в группе. В письмо вложена карта-схема, согласно которой они должны идти. На карте изображен маршрут путешествия по зданию детского сада до зала)

Воспитатель: Вот мы и пришли на конечный пункт, но нас никто не встречает. Посмотрите, как красиво в зале, но кто же нас пригласил”?

(включить кассету со звуками леса и запись голоса:

Голос: Вы правильно следовали по маршруту и вот вы у цели, а пригласил вас я:(загадка) Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший, он им протянет сотни рук и тысячи ладошек…

Отгадайте мою загадку. (ответы детей)

Вы правильно отгадали. А все ли вы знаете про лес? Я подготовил для вас разные вопросы и задания, посмотрим, справитесь ли вы с ними, встретимся в конце путешествия…

Поляна первая: (на столе лежит конверт с заданием)

Отгадайте, какие деревья растут в моем лесу…

  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? (береза)
  2. Здесь все детки на ветках с рожденья в беретках, с дерева упадут – береток не найдут? (дуб)
  3. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)
  4. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (ель, сосна)
  5. Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы? (рябина)

(по мере отгадывания загадок дети находят силуэты деревьев и располагают их на большом панно)

Воспитатель: (продолжает руководствоваться заданиями письма)

Какой получился у нас лес? (ответы детей)

Да, это смешанный лес. Почему он так называется? (ответы детей)

Какой еще бывает лес? (хвойный, лиственный)

Почему он так называется? (ответы детей)

Вы правильно ответили на все вопросы, следуем дальше.

Поляна вторая: (задание в конверте)

Перед вами картинки с изображением разных грибов, разделите их на две кучки: съедобные и несъедобные. (действия детей)

Объясните, почему вы так сделали? (ответы детей)

А как вы поступите с несъедобными грибами, если вы их встретите в лесу?

Расположите картинки грибов на панно и следуйте дальше.

Поляна третья: (задание в конверте)

Перед вами картинки с ягодами, знаете ли вы их? Загадайте про них друг другу загадки, или составьте загадку-описание.

(ответы детей)

Есть ли среди этих ягод – ядовитые? Назовите их.

Расположите ягоды на нашем панно.

Поляна четвертая: (задание в конверте)

Разместите животных и птиц, которые живут в моем лесу и расскажите, что вы про них знаете.

(включить кассету, слышен голос: “Вы справились с моими заданиями, но почему стоит такая тишина в лесу? Кого забыли мы разместить на нашем панно? (насекомых)

Изобразите их движениями…

(подключаются звуки леса) Получилось! Пойду готовить угощение для вас, а вы представьте себя лесниками и придумайте три дела, которые бы вы хотели осуществить для благополучия леса.

(это могут быть предупреждающие, или запрещающие знаки, плакаты, заготовки которых можно сделать заранее, или предложить детям из готовых материалов выбрать правильные)

Запись голоса на кассете: “Мне понравились ваши предложения, мы обсудим их с лесными жителями. Я приготовил для вас лесной чай с вареньем в группе. Не стану рассказывать какой чай заварил, вы узнаете сами по запаху, а варенье отгадаете по вкусу. До новых встреч!

Конспект занятия № 5

Тема: “Гроза”.

Программное содержание:

  1. Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга.
  2. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
  3. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
  4. Воспитывать умение слушать и понимать литературный текст художественного произведения.

Ход занятия

(дети сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем)

Воспитатель: Я знаю, что вы любите сказки. Какие вы знаете сказки? Как они заканчиваются? (ответы детей)

Сегодня я прочту вам необычную сказку, называется она – “Сказка о тучах” (по мотива сказки Б.Зубкова “Все равно тебя поймаю”):

Однажды в жаркий летний день на горе лежал теплый ветер и грелся на солнышке. А за лесом прятался холодный ветер. Теплый ветер на солнышке высыхал и становился легким, как перышко. И когда он уже совсем не смог вынести жару, поднялся вверх и улетел. Этого как раз ждал холодный ветер, он тотчас выскочил из-за леса. “У-У-У!” - загудел он и полетел туда, где раньше летал теплый ветер. Так бывает всегда: туда, откуда улетает один ветер, сразу прилетает другой. Холодный ветер схватил тучи и стал и стал носиться с ними по небу, сталкивать их лбами. Появились искры, загрохотал гром. Капельки испугались, прижались одна к другой. И вот из них получились капли побольше, а когда стали тяжелыми, то начали падать на землю. Потекли по земле ручьи, напоили траву, цветы. Выглянуло солнышко, его лучи отразились в капельках радугой. Красиво стало на земле. И дождь кончился.

Воспитатель: О чем эта сказка? (ответы детей)

Что произошло в результате столкновения теплого и холодного воздуха?

(ответы детей)

Воспитатель: Обычно гроза начинается внезапно. При ясной и тихой непогоде небосклон быстро заволакивается свинцовыми тучами. Температура воздуха повышается, он становится душным, влажным, начинает дуть сильный, порывистый ветер, бывает сильный ливень, сверкает молния, гремит гром.

(воспитатель выставляет картину К.Маковского “Дети, бегущие от грозы” и предлагает рассмотреть: Какое небо? Что можно сказать о тучах, какие они? Как художник передал сильный ветер? Страшно ли детям? Как вы догадались?)

Воспитатель: Что такое молния? (ответы детей)

Это электрический разряд, который происходит в результате сближения облаков.

Что такое гром? (ответы детей) Да, это треск от разряда.

Воспитатель: Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала. Самое опасное во время грозы – молния. Она может вызвать пожар, гибель людей и животных.

Чаще всего молния ударяет в самые высокие предметы, возвышающиеся среди других, именно поэтому для защиты на высокие дома ставят громоотводы.

Кто-нибудь из вас знает, как надо вести себя во время грозы? (ответы)

(предложить детям из серии картинок выбрать те, на которых изображено правильное поведение людей во время грозы и объяснить, почему они так считают)

Комментарий воспитателя:

  1. Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю.
  2. Если вы находитесь в помещении, то лучше закрыть окна, двери, не делать сквозняков.
  3. Если вы едете в транспорте, то окна тоже следует закрыть.
  4. Если гроза застала вас в лесу, то переждать лучше под кустарниками, а не под деревьями
  5. Реже молния поражает березу, чаще дуб.

(предложить детям игру малой подвижности “Колечко” и “Солнце и месяц”)

(игры малой подвижности смотри в сб. “Русские народные подвижные игры”, автор Литвинова М.Ф., стр. 60, 63)

Воспитатель: После дождя и грома летом очень часто можно видеть радугу, которая появляется в той стороне, куда ушел дождь.

Кто-нибудь из вас видел радугу? Из скольких цветов состоит радуга?

Назовите. (ответы детей)

Воспитатель: В радуге семь цветов. Я подскажу как их запомнить. Есть одна очень простая фраза, в которой первая буква каждого слова подсказывает цвет:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (красный, оранжевый, желый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Воспитатель: Это одно из самых красивых явлений в природе, которое мы можем увидеть с вами и любоваться.

Вот какие загадки сочинили про радугу:

- Через поля, через луга встает нарядная дуга.

- Поднялись ворота, всему миру красота.

Воспитатель: И еще одну сказку я хочу прочитать вам сегодня, называется она “Сказка о Радуге” (авторская сказка, Т.И.Попова):

Земля, Огонь, Воздух и Вода, верные слуги Царицы Мира, трудились с утра до вечера. Создали они реки, озера, моря, горы, леса на планете Земля. Украсили ее растениями и животными. И все это назвали Природой. Посмотрела Царица Мира на Природу и залюбовалась ее красотой. Каких только красок не увидела она! Красные маки и тюльпаны цвели на лугах, оранжевые апельсины и желтые лимоны росли на деревьях, покрытых зеленой листвой, голубым шатром раскинулось небо над вершинами синих гор, а ночью оно становилось фиолетовым, и сверкали на нем крупные блестящие звезды.

Решила Царица Мира, что охранять эту красоту будет Человек. Поселила она людей на планете Земля. Но люди скоро забыли ее наказ. И стали нарушать гармонию и красоту. Возмутились природные стихии: так много труда вложили они, чтобы создать природу, а человек захламляет ее, ломает деревья, рвет и бросает цветы, загрязняет промышленными отходами реки и воздух, неуважительно относится к огню, дразнит его.

Решили природные стихии проучить человека. Начались землетрясения, наводнения, задули сильные ветры, полили дожди, засверкали молнии. Плохо стало людям, многие из них погибли, а те, кто остался в живых стали молить Царицу Мира о пощаде.

Большая любовь живет в ее сердце, пожалела она людей, успокоила стихии и в знак примирения их с людьми построила разноцветный мост, который должен объединить, подружить человека со стихиями. С тех пор после дождя, когда природа успокаивается, затихает, повисает в воздухе разноцветная радуга.

Напоминает она людям об их главной обязанности на планете –

Земля – сохранять гармонию и красоту.

Воспитатель: Сказка закончилась, но сколько важных проблем затронула она, а самое главное в том, что мы с вами должны беречь и охранять нашу природу.

Конспект занятия № 6

Тема: “Кошка и собака – наши соседи”.

Предварительная работа:

  1. Предложить детям вместе с родителями сделать альбом с фотографиями их домашних животных и приготовить небольшие рассказы о них.
  2. Провести занятие по ознакомлению с окружающим, тема “Домашние и дикие животные”.
  3. Провести занятие по рисованию, тема “Я люблю свою собаку”.

Программное содержание:

  1. Учить детей понимать состояние и поведение животных, как обращаться с ними.
  2. Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Ход занятия

(дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем)

Воспитатель: Ребята, у кого есть из вас домашние животные? (ответы детей)

У кого есть кошки? Собаки?

Почему мы называем их домашними? (ответы детей)

Воспитатель: Я вижу, что многие из вас выполнили домашнее задание и принесли альбомы с фотографиями своих любимцев. Расскажите о них своим друзьям.

(дети рассказывают и показывают, к их рассказам может присоединиться воспитатель, который расскажет о своем друге, или расскажет случай, который произошел с ним когда-то)

Воспитатель: Много интересного сегодня, ребята, рассказали о своих домашних животных. Всегда ли они ведут себя также по отношению к людям, которые приходят к вам в гости? (ответы детей)

А как вы относитесь к бездомным животным, которых встречаете на улице?

Воспитатель: Послушайте внимательно одну сказку, а потом мы с вами обсудим ее.

(воспитатель читает сказку “День рождения Васи” из серии “Осторожные сказки” Т.А. Шорыгиной)

Сказка:

Утром болонка Чапа вышла из дома, отряхнулась, зевнула и побрела по дорожке к будке Барбоса. Барбос радостно завилял хвостом, приветствуя ее.

- С добрым утром! Как спалось? – вежливо спросил он подружку.

- Доброе утро, Барбос. Какой сон? За всю ночь глаз не сомкнула. Вчера так переволновалась, да и живот болел!

- Ах, да, да! Я и забыл. Ведь вчера у нашего Васи был день рождения, приходили гости. Бегали, шумели.

- И шумели, и весь дом вверх дном перевернули, покоя никакого! – подхватила Чапа.

- Ну, расскажи обо всем по порядку, а то я в будке сидел, ничего не видел и не слышал, - попросил пес.

- Поначалу все шло хорошо, - начала рассказывать Чапа. – Пришли к Васе друзья. С цветами, с подарками. Все его поздравляли, счастья и здоровья ему желали. А потом увидели меня и давай гладить, на руки брать, живот щекотать, за уши трепать. Я терпела-терпела, а когда эти “ нежности” мне совсем надоели, начала рычать и даже зубы слегка оскалила. Конечно, ты понимаешь, я собака домашняя, воспитанная, но не очень-то люблю, когда незнакомые дети мне в друзья набиваются.

Барбос вздохнул:

- Понимаю, понимаю… Я ведь тоже не кусачий пес. Ну, а дальше-то что было?

- А дальше вот что: уселись дети за стол и принялись за еду…

- Как, - ужаснулся Барбос, - даже руки не помыли!?

- В том-то и дело, что не помыли. Хорошо, что тут как раз мама в комнату вошла и велела всем быстро в ванную идти и вымыть руки с мылом.

- Вот это правильно. Молодец мама! – обрадовался Барбос.

- Когда дети за столом сидели и ели, они, по правде сказать, и меня не забывали – бросали под стол куриные косточки, кусочки пирожка, конфеты, - похвалилась Чапа. – Я так объелась, что даже живот разболелся. Ты ведь знаешь, Барбос, что собаки – создания нежные, нас надо вовремя кормить, а сладости нам и вовсе противопоказаны.

- Знаю, знаю, - вздохнул пес. – Меня-то сладостями никто не угощает.

- Не горюй! Это и лучше. Зато здоровье сохранишь, - утешила друга Чапа и продолжила рассказ. – Дети встали из-за стола, стали бегать, играть, за мной по всему дому гоняться. Потом музыку включили и танцы затеяли. Вася меня за передние лапы взял и со мной вальсировал. Не поверишь, до сих пор спина ноет и лапы болят!

- Бедняжка! – посочувствовал Барбос.

- Это еще ничего, - продолжала болонка. – Но когда ребята из игрушечного пистолета стали пистонами палить – тут-то я страху и натерпелась. Под диван сразу забилась. Один мальчишка попытался меня оттуда вытащить, так я его за руку так тяпнула!

- Неужели тяпнула?

- А что мне оставалось? Как прикажешь поступать с детьми, которые не знают правил обращения с нами, с собакакми? Конечно, парнишка в слезы. Видно, больно я его куснула. Хорошо хоть не до крови. Только после этого они меня, наконец, в покое оставили и по домам расходиться стали. А я всю ночь под диваном просидела. Вот такой день рождения нашего Васи получился!

- Ладно, Чапа, ты не горюй. День рождения Васи теперь не скоро, через год. Иди домой и отсыпайся. А я дом сторожить буду.

Воспитатель: Вот какая сказочная история приключилась.

Почему болонка Чапа не выспалась? (ответы детей)

Хотела ли Чапа подружиться с ребятами, которые пришли к Васе на день рождения?

Почему она зарычала на детей? (ответы детей)

Почему у Чапы разболелся живот? (ответы детей)

Чего испугалась Чапа? Куда она спряталась? (ответы детей)

Почему болонка укусила одного из гостей? (ответы детей)

Как нужно вести себя, если вы пришли в дом к другу, у которого есть собака?

Воспитатель: Надо быть очень внимательными и осторожными, чтобы не случилось беды.

Правила поведения с домашними животными:

  1. Если вы встретились с собакой в узком прогулке или проходе, то уступите ей дорогу.
  2. Никогда пристально не смотрите собаке в глаза.
  3. Не убегайте от собаки на улице.
  4. Не гладьте незнакомых животных.
  5. Не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки.
  6. Будьте вежливыми с чужой собакой или кошкой, если вы в гостях.
  7. Не навязывайтесь в друзья к животному, если оно дружить не хочет – рычит или шипит.
  8. Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.
  9. После общения с животными обязательно вымойте руки.

Занятие № 7

Тема: “Лекарственные и ядовитые растения”.

Программное содержание:

  1. Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях.
  2. Дать детям знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
  3. Обобщить и систематизировать знания детей о ядовитых растениях.
  4. Учить детей решать логические задачи.
  5. Закрепить у детей понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Материал к занятию: иллюстрации с изображением лекарственных растений и средой их обитания; иллюстрации с изображением ядовитых растений, разрезанные на несколько частей; сушеные лекарственные травы, таблетки на травяной основе, настойки трав, травяные чаи; музыкальное сопровождение для физкультминутки.

Ход занятия

(дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем)

Воспитатель: Дети, послушайте, что писал замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

А что такое природа? Как вы это понимаете? (ответы детей)

Воспитатель: Природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы… Это все, что нас окружает, что не создано руками человека.

И вот сегодня мы отправимся с вами в царство растений. Вы уже много знаете о растениях.

Как вы думаете, зачем нам нужны растения? (ответы детей)

Воспитатель: Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но так же они помогают им лечиться от болезней. Послушайте стихотворение:

Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовем мы их… (растения)

Воспитатель: Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек узнал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. А какие лекарственные вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Лекарственных растений великое множество. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди большого количества современных препаратов есть травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе, которые занимают достойное место, как средство лечения от разных болезней.

(воспитатель обращает внимание детей на различные лекарственные препараты, стоящие на столе)

Воспитатель: Послушайте загадку, о каком лекарственном растении здесь говорится?

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (ответы детей)

Воспитатель: Да, это подорожник. Он используется для заживления ран, при заболеваниях желудка, простудах. Послушайте стихотворение Р. Рождественского: Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Путника друг – подорожник,
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в игру “Узнай по описанию”.

Вы будете описывать растение, которое лежит у вас на столе, не называя его, но так, чтобы мы его смогли узнать.

(у каждого ребенка на столе лежит карточка с лекарственным растением, надо составить описательную загадку)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

А теперь возьмите каждый свою карточку и расположите в том месте, где произрастает это растение.

(в разных местах группового помещения находятся картинки с полем, лесом, лугом, дети располагают свои карточки и объясняют свой выбор)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшую прогулку по “лесу”.

(проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением)

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг………………… (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!........ (протягиваем руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево….(наклоны с поочередным касанием правой рукой левую ступню, левой – правую.)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули…...... ( потягивание – руки вверх)
Отдохнуть едва успели,
За столы мы снова сели……… (дети садятся на свои места)

Воспитатель: Дети, послушай те загадки:

1. Смотрят из канавки, желтые купавки.
У них на самом донышке, горит кусочек солнышка. (ответы детей) (Купальница).

2. Есть у птицы два крыла, чтоб летать она могла.
А цветку не повезло – у него одно крыло. (ответы детей) (Белокрыльник болотный).

3. На зеленом шнурочке – белые звоночки. (ответы детей) (Ландыши).

Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти растения? Какие они?

(ответы детей). Ядовитые.

Воспитатель: Что это означает – ядовитые? (ответы детей)

Действительно, в некоторых растениях есть яд. Он может содержаться в разных частях растения: лист, цветок, корень или ягоды.

У вас на столах картинки, на которых нарисованы отдельные части растений. Вы должны соединить их и назвать растение, которое у вас получилось. А еще назвать, какая часть этого растения ядовита, и где оно растет.

(дети работают парами, проводится игра “Распутай путаницу”)

Воспитатель: Ребята, к нам по почте пришло письмо от девочки Даши. Вот, что она пишет: “Здравствуйте, дети. Я случайно узнала, что вы в детском саду знакомитесь с разными растениями. Наверное, многие из вас бывали на даче и сможете мне помочь. В прошлом году, я была на даче. В июне я с подружками пошла на луг за цветами. Мы нарвали незабудок, одуванчиков, но нигде не могли найти моих любимых ландышей. Скоро я опять поеду на дачу. Подскажите, пожалуйста, как мне найти ландыши. Мне очень нравится запах этих цветов, я хочу нарвать букетик и поставить его дома. До свидания. Даша”.

Воспитатель: Ребята, подскажите, что Даша делала не так. (ответы детей)

Воспитатель: Вы справились с заданием и правильно ответили, ничего не забыли (Воспитатель делает обобщение):

- Ландыши цветут в мае, а не в июне.

- Растут они в лесу, в тенистых лесах, а не на поле.

- Рвать их нельзя, потому что это растение занесено в “Красную книгу”.

- Ландыши – ядовитое растение.

Я предлагаю вам еще одно задание: (игра “Четвертый лишний”)

(предлагаются две группы картинок)

  1. Калужница болотная, мать-и-мачеха, ветреница, белокопытник (картинки).
    Какое растение лишнее и почему? (ответы детей)
    (Правильный ответ: Мать-и-мачеха – лишнее растение, так как оно лекарственное, а остальные – ядовитые.)
  2. Первоцвет, медуница, чистотел, рябчик русский (картинки).
    Какое растение лишнее и почему? (ответы детей)
    (Правильный ответ: Рябчик русский лишний, потому, что он просто цветок, остальные – лекарственные растения.)

Запомните правила:

- Нельзя рвать красивое незнакомое растение с яркими плодами, оно может быть ядовито.

- Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.

- После прогулки надо обязательно вымыть руки с мылом.

Главное, что надо запомнить: Ничто в природе не существует просто так. И даже ядовитые растения кому-то нужны: ими лечатся животные, поэтому уничтожать их не следует. Все свои сокровища природа отдает человеку и за это просит только одного – беречь ее. Так давайте будем беречь и охранять нашу природу!

Занятие № 8

Тема: “Удивительный мир насекомых”

Программное содержание:

  • продолжать знакомить детей с миром насекомых;
  • развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам;
  • воспитывать интерес к миру природы, любознательность, умение наблюдать;
  • закреплять у детей понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал: предметные картинки с изображением разных насекомых, их среды обитания.

Ход занятия

(дети стайкой стоят вокруг воспитателя; педагог предлагает детям совершить необычное путешествие на лесную полянку)

Воспитатель: Дети, вот мы и на полянке (воспитатель предлагает детям сесть на декоративные пенечки, которые расставлены заранее). Кого мы можем здесь повстречать? (ответы детей: зверей, птиц…)

Воспитатель: Но эти обитатели испугаются нас. Кого мы почти не замечаем, но они всегда рядом с нами? (воспитатель подводит детей к ответу – “насекомые”)

Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.

Воспитатель: Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

(Воспитатель вместе с детьми находит модели существенных признаков насекомых и выставляет их на наборное полотно.)

Воспитатель: Насекомые – самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты. Они появились на Земле примерно 250 миллионов лет тому назад.

Куда бы вы ни пошли – в сад, на луг, в лес – всюду вас будут окружать насекомые: в траве ползет жучок, над цветами вьются пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке – и там насекомые: носятся стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая лапками как веслами, охотятся жуки-плавунцы.

(В процессе своего рассказа воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением названных насекомых.)

Воспитатель: (воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть с мячом в игру) Давайте поиграем в слова, игра называется “Кто что делает?”

(воспитатель называет насекомого, а дети дают определения глаголов, отвечая, кто что делает: ползает, прыгает, летает, стрекочет…)

Воспитатель: Дети, отгадайте мои загадки:

  1. Многорукий царь Гордей наплел ловушек для сетей. Как расставит он ловушки, прошипит: “Ловитесь, мушки, да букашечки!” (паук)
  2. Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)
  3. Самого не видно, а песню слышно. (комар)

(далее воспитатель предлагает детям составить описательные загадки на тех насекомых, предметные картинки которых расположены на наборном полотне)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)

Да, действительно, многие из насекомых поедают зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения, без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов (воспитатель предлагает детям вернуться на свои места и очень внимательно послушать).

Воспитатель: Но не все насекомые так безобидны.

Если тронуть муравья, то он больно укусит. При укусе он выделяет кислоту, которая сильно обжигает, это место долго болит.

Какие насекомые тоже кусаются? (ответы детей)

Это действительно так.

Больно жалит пчела. Если при укусе осталось жало пчелы, его надо удалить, а укушенное место надо протереть содовым раствором. И еще: если вас ужалила пчела, постарайтесь вытерпеть и остаться спокойным, не машите руками, перейдите в другое место.

Защищаться надо и от комаров, их укусы очень опасны, а порой даже смертельны. Для защиты надо пользоваться специальными мазями.

Воспитатель: В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Воспитатель (продолжая занятие, говорит): Что-то мы задержались на лесной полянке, солнышко все ниже и ниже, пора нам домой. Скоро появятся комары, а мы не взяли защитную мазь.

Занятие № 9

Тема: “Будем беречь и охранять природу”.

Программное содержание:

  • развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
  • продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять;
  • воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.

Материалы к занятию:

Рисунки с двумя полянками – “веселой” и “грустной”, “Красная книга”, иллюстрации с изображением озера Байкал и Аральского моря.

Ход занятия

(дети сидят полукругом перед воспитателем)

Воспитатель: Ребята, скажите, возможно ли существование всего живого на свете без воздуха? (ответы детей)

Почему вы так думаете? (ответы детей)

А без чего еще невозможно прожить человеку, растению…(ответы детей)

Действительно, человек, как и все другое на свете не может жить без воды, солнца, воздуха. Человек и природа неразрывно связаны между собой, они дополняют друг друга.

Воспитатель (обращает внимание детей на две картинки): Ребята, перед вами две полянки. Как можно назвать эту полянку? (ответ детей – веселой) Почему?(ответы детей)

А другая полянка, что можно сказать о ней? (ответы детей)

Как вы думаете, от кого зависит красота природы? (ответы детей)

Что надо сделать, чтобы грустная картинка стала веселой? (ответы детей)

Часто ли вы отдыхаете с родителями на природе? Где вы бываете? Как убираете за собой мусор? Послушайте стихотворение:

Ну, а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобою?
Пусть знак беды у нас отметит
Больные точки на планете!

На карте нашей Родины тоже есть места, которые на контроле, и чистоту которых стараются вернуть.

Воспитатель (показывает на карте эти места): Это озеро Байкал, самое красивое и самое глубокое озеро в нашей стране, за его чистоту сейчас борется все население нашей планеты.

На юге нашей страны есть Аральское море, которое усыхает. Люди тоже думают, как его спасти.

Вода – это жизнь: она лечит, успокаивает. Давайте послушаем звуки воды.

(дать слушание в грамзаписи, потом спросить детей, что они услышали)

Воспитатель (приглашает детей подойти к наборному полотну, на котором расположены предметные картинки разных животных, растений):

Ребята, мы с вами познакомились со многими животными, насекомыми, растениями.

Назовите животных, которых вы знаете и которых вы видите на этом панно?

А теперь назовите растения?

Как вы думаете, почему я собрала их вместе? (ответы детей)

Действительно, все они занесены в Красную книгу.

А почему она так называется? (ответы детей)

(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

Воспитатель: Многие растения стали сегодня редкостью, поэтому они занесены в Красную книгу. Здесь оказались и многие лекарственные растения. То же можно сказать и о многих животных.

Ребята, как вы думаете, кто поможет спасти нашу планету? (ответы детей)

Как называют людей, которые занимаются изучением состояния природы?

Мы с вами тоже можем стать активными помощниками в охране природы.

Ты можешь удивиться,
Узнав, - Земля наш дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.
Земля – наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
Земля – наш дом огромный,
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том.
А в том, что мы - соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем свою Красную книгу. Вы возьмете с собой по одной картинке и вместе с родителями составите рассказ. Так у нас получится своя Красная книга.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5