Тема урока: "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: формирование устойчивой положительной позиции по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству. Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного и безобразного.

Задача: познакомить с особенностями гончарного искусства Древней Греции, вазописи Древней Греции.

Музыкальный ряд: “Сиртаки”

Зрительный ряд: таблица “Орнаменты.Меандр”, таблички “Периоды развития вазописи”, индивидуальные карточки с силуэтами ваз (А4), таблица “Виды греческих сосудов”

Вазы – поделки детей

Репродукции: геометрический стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль

Звучит музыка.

Учитель. Представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром. Вот мы и в Греции.

Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, проходя мимо агоры, мы попадаем в гончарную мастерскую. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другие мастера совместно с художниками расписывают уже обожженные , желтовато-красные вазы. В окне видно, как рабы, покрывшись потом, занимаются обжигом.

И все начинается снова.

Музыка умолкает

В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии.

Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд. Гончарное искусство быстро развивалось.

Самым древним – был геометрический стиль(ХП-Х в. до н.э.).Затем появился чернофигурный стиль (Х-VШ в. до н.э.). Самым красивым и совершенным считался краснофигурный стиль (VШ – VI в. до н.э.).

Звучит музыка

Входят гончары. Один старый, с седой бородой; второй молодой, в яркой одежде; третий юный, в короткой одежде.

Музыка умолкает

Учитель. У нас гости. Проходите и расскажите, зачем вы к нам прибыли.

Старый:

Слышали мы, что
В далекой холодной стране
Люди мечтают узнать
Гончаров ремесло…

Молодой:

Боги велели
Искусство свое показать
Сквозь время и земли
Отправили нас в этот мир.

Юный:

Все мастера и художники
мы в своем деле.
Каждый считает свой стиль совершенным,
А спорим давно мы.

Учитель:

Ну что ж, мы постараемся ваш спор разрешить, правда, ребята? У вас на столах лежат карточки. На них изображены три одинаковых силуэта греческих сосудов. Напишите на каждом из них самое главное из рассказов наших гостей (ключевые слова).

Старый:

Я представитель самого
древнего стиля.
Жил я в Аргосе, работал на острове Фера,
В Фивах, в Афинах творил
И пришел к совершенству.
Наши сосуды строги
роспись полна геометрии славной.
(Показывает на доске репродукцию.)
Все заполняет меандр – непрерывный орнамент.
(Указывает на таблицу.)
Амфоры наши для вечности предназначались.
Ставили их на могилы
(Важничает)
И этим горжусь я…

Молодой

Просто и скучно!
Нашел, чем гордиться!
Только послушай, каким мастерством я владею!
Был в Карфагене я славном
И многому там научился.
(Самозабвенно и с трепетом)
Только кувшин с гончарного круга сошел,
Палочкой сразу рисую животных в движении.
Выведу профиль богов по невысохшей глине
И, обожгу, сей сосуд, а потом…
(Почти шепотом)
Лаком секретным расписывать стану рисунок.
(Оживленно)
Сколько движенья в сюжетах
И разных событий…
Чернофигурная роспись не для могил, а для жизни!

Юный

Да-а-а, может быть и прекрасно
Все то, что вы нам рассказали,
Но время стремится вперед
И мой стиль совершенней!
Черные вазы теперь
Изобилуют красным убранством.
(Указывает на репродукции)
Техника эта дала нам больше свободы
В изображении мифов, сюжетов из жизни, природы.
И анатомию знаем мы лучше,
И превосходно характер людей отражаем.
Знаем секреты мы лаков различных,
Великолепие и блеск придают они нашим изделиям.
Стиль совершенный в Афинах!
И спорить, я думаю, глупо.

Учитель

Мы разрешим ваш спор. А пока, присаживайтесь, вы с дороги.

Гости садятся на специально приготовленные стулья.

Вопросы для обсуждения:

1. Как называется стиль нашего первого гостя?

2. Как назывался геометрический орнамент, которым украшал гончар свои сосуды?

3. Какие ассоциации у вас возникают, при взгляде на меандр?

4. Для чего использовались амфоры в ХП-Х в. до н.э.?

5. В чем особенность чернофигурной вазописи?

6. В чем секрет этой вазописи?

7. Чем отличается вазопись чернофигурная от вазописи геометрической? (Чем она лучше или хуже.)

8. Когда и где существовал и развивался чернофигурный стиль?

9. Почему юный гончар считает свой стиль совершеннее чем другие?

10. В какое время жил представитель краснофигурной росписи?

11. Какой из стилей вазописи вам более нравится и почему?

12. Какой из стилей можно считать совершенным?

(В беседе дети должны прийти к выводу, что все стили очень значимы и каждый из мастеров в своем стиле совершенный, потому что гончарное искусство – это тяжелый труд, требующий много знаний, умений, наблюдательности, воображения и таланта, терпения и упорства в поиске новых идей, без чего искусство не может существовать.)

Учитель

А теперь мы попросим наших гостей рассказать, для чего же еще предназначались гончарные изделия и какую имели форму сосуды.

Ребята отмечают на индивидуальных карточках названия сосудов, подписывая под силуэтами или на них.

Старый

Амфора – длинный сосуд, с узким горлышком и ручками с двух сторон – для хранения вина и масла, транспортировке на кораблях. Амфоры дарили победителям на олимпийских играх, использовались в погребальных целях.

Молодой

Кратер – сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками. Использовался для смешивания жидкостей. Чаще всего вина с водой.

Юный

Скифос и килик – это широкие бокалы с короткой ножной – для питья вина.

Старый

Ойнохоя –небольшой кувшин с одной ручкой и одной-двумя-тремя желобками для слива.

Использовали для разлива различных жидкостей.

Молодой

Гидрия – сосуд разнообразный по формам и величине с массивной ручкой, круглым туловом и длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание или несколько желобков для слива. Гидрия использовалась для переноса и хранения воды, а также для разлива воды.

Юный

Динос – сосуд в виде круглого кувшина без горлышка. С двумя-четырьмя-множеством маленьких ручек или без них. Использовали для хранения сыпучих предметов. В основном диносы были огромных размеров . Использовались в амбарах для хранения зерна. Таким образом люди оберегали зерно от мышей.

Старый

Нам пора, в путь, домой, прощайте, ребята!

Боги нас зовут.

(Уходят.)

Учитель

Вот мы и с гостями попрощались и урок наш подходит к концу.

Домашнее задание

Нарисуйте гончарную мастерскую и то, как древнегреческие художники работают с глиной.

(Учитель подводит итог урока.)

Мы познакомились с тремя различными стилями вазописи. Как они назывались и почему?

Рефлексия

Поднимите руки, кому понравился геометрический стиль.

 

 

Поднимите две руки, кому понравился чернофигурный стиль.

Встаньте, кому понравился краснофигурный стиль.

Захлопайте в ладоши, кому понравились все стили.

Представляю вам актеров, которые помогали нам почувствовать дух Греции.

Старый мастер (………………………..)

Молодой мастер (………………………)

Юный мастер (…………………………)

Аплодисменты.

Урок окончен. До свидания.

Литература

1. С.Измайлова. Энциклопедия для детей и юношества “История искусства”;М; И.д. Русская энциклопедия;1996г.(стр.162-169)

2. М.Аксенова. Энциклопедия для детей том 7 “Искусство”,Часть 1;М.4 “Аванта+”; 1997г.(стр.104-115)

3. С.М. Петкова. “Справочник по мировой культуре и искусству”; Ростов на Дону; “Феникс”2005г.(стр.116-117)

4. Газета “Искусство” №17(305), 1 – 15 сентября 2004; статья Виктории Хан-Магомедовой “Во имя торжества красоты, добра и победы”