Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста как один из компонентов созданной в ДОУ модели педагогики оздоровления

Разделы: Работа с дошкольниками


Приоритетным направлением нашего детского сада является “Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”. Организуя воспитательно-образовательный процесс, в ДОУ разработана логико-смысловая модель по формированию здорового образа жизни у детей и программа развития дошкольного учреждения на 5 лет, которая включает в себя, представляющие собой динамику развития здоровьесберегающей политики детского сада, следующие этапы:

I этап - Аналитико-диагностический (2003-2004 учебный год).
II этап - Организационно-исполнительский (2004-2005 учебный год).
III этап - Коррекционно-развивающий (2005-2006 учебный год).
IV этап - Экспертно-оценочный (2006-2007 учебный год).
V этап - Стабилизационный (2007-2008 учебный год).

Концепция программы основана на междисциплинарном научно-практическом направлении, которое В.Т. Кудрявцев назвал педагогикой оздоровления. Основные черты, данного направления:

  • в центре его лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;
  • здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
  • оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
  • работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;
  • ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Целью нашей работы является: разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Деятельность ДОУ направлена на решение трех групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных, которые детализируют поставленную нами цель.

Решая задачи сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей, проживающих в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, мы используем различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы.

Региональная программа “Север” (автор Л.В. Шарыпова), по которой работает детский сад, объединяет сложившиеся в практике работы формы физического воспитания в единую систему.

В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.

Педагоги нашего детского сада являлись участниками профессиональной творческой микрогруппы по реализации региональной программы “Север” в средней группе, участвовали в разработке и написании конспектов физкультурных занятий с учетом биологических ритмов, что послужило созданию в ДОУ консультативного пункта по реализации программы “Север” в группах младшего дошкольного возраста.

Физическое воспитание строится с учетом физической подготовленности детей. С этой целью проводится диагностика уровня развития физических качеств, что помогает прогнозировать и корректировать воспитательно-образовательную работу, осуществлять дифференциальный подход, позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Диагностика развития физических качеств, проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

С октября 2004 года дети первых младших групп посещают бассейн. Эти занятия в большей мере имеют оздоровительную направленность и акцентируются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, поскольку положительные эмоции являются обязательным элементом каждого занятия в воде.

Однако бассейн в детском саду дает возможность не только проводить занятия оздоровительного характера, но и готовить детей к обучению плаванию. Поэтому целью занятий в бассейне для детей старшего дошкольного возраста является обучение детей плаванию, закаливание и укрепление детского организма.

К концу старшей группы дети осваивают правильное положение тела в воде, владеют основными элементами плавания: на груди и на спине, ныряют, доставая игрушки со дна бассейна. В подготовительной группе отрабатывается координация движений при плавании кролем на спине и на груди с задержкой дыхания.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую следующие формы: аква-аэробика, синхронное плавание, способствующие развитию пластичности движений, созданию эмоционального комфорта.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. Для повышения двигательной активности детского организма в ДОУ разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.

В сентябре 2005 г. в ДОУ преобразована среда спортивного зала, создан тренажерный центр “Геркулес”, который оформлен тренажерами и спортивным инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Использование различных тренажеров помогает педагогам существенно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Для обогащения физического развития детей и их оздоровления проводится работа по ОФП (общей физической подготовки) с целью удовлетворения потребности детей в движении через подвижные игры. В структуру занятий вплетены различные виды деятельности: ходьба, прыжки, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию, подвижные игры, различные по двигательному содержанию.

С октября 2005 г. в ДОУ начала работу физкультурно-оздоровительная группа “Крепыш”, цель которой - укрепление опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста через профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Группу “Крепыш” посещают 14 детей старшего дошкольного возраста. Комплектование группы детей для оздоровительных занятий проводилось с учетом рекомендаций врача-ортопеда по данным медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.

Занятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.

Хочется отметить, что за период с октября 2005 г. по март 2006 г. ни один ребенок из числа детей, посещающих группу “Крепыш”, не поставлен на учет, что является результатом проводимой профилактической работы.

Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, посещение бассейна, дозированная ходьба (терренкур) и оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, оживлялки, гимнастика босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза.

С целью пропаганды здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе ДОУ, обеспечения здорового ритма жизни в нашем ДОУ с октября 2005 г. для сотрудников детского сада организован клуб здоровья “ЗОЖ” (“Здоровые, обаятельные женщины”). Руководит работой клуба – младший воспитатель.

Работу по воспитанию у ребенка отношения к собственному здоровью как высшей и духовной сути, от которой зависит его будущее благополучие, формирование знаний и практических действий по обеспечению здоровой жизнедеятельности мы осуществляем в системе: “Семья - дошкольное учреждение - школа”. Это послужило созданию и внедрению проекта комплексно-целевой программы преемственности в работе МДОУ “Детский сад № 24 “Родничок” и МОУ “СОШ № 31” по формированию здорового образа жизни у детей. Основным результатом целенаправленной работы должна стать реализация единой линии формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и начального школьного образования, осуществление перспективного, целостного и последовательного педагогического процесса.

Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.

В ДОУ создан консультационный центр “Азбука здоровья”, в рамках которого подготовлен цикл консультаций и памяток для родителей.

Традиционными в ДОУ являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры, конкурсно-игровая программа “Вместе с папой, вместе с мамой, я со спортом дружу!”.

В сентябре 2005 г. в старшей “Б” группе мамами воспитанников группы был проведен динамический час “Чтобы стать здоровым, ловким, всем нужны нам тренировки”, в ходе которого родители не только познакомились с одной из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, но и на практике испытали свои педагогические умения.

И хотя впереди еще много работы, первые результаты убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения и школы поможет нам на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье, позволит создать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей, живущих на Крайнем Севере.