Урок обсуждения в 6-м классе по теме: "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

Разделы: Математика


Хороший учитель обязан понимать, что
никакую задачу нельзя исчерпать до конца.
Этот взгляд он должен прививать и своим
ученикам.

Д. Пойа

Цели урока:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; помочь развить познавательный интерес к решению задач;
  • способствовать развитию прочных навыков решения задач данных типов, связать все имеющиеся у учащихся знания в систему, помочь им выйти на новый, более серьёзный уровень понимания;
  • создать условия для творческой самореализации личности;
  • содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса; способствовать расширению знаний о выполнении правил дорожного движения.

Форма урока: решение вопроса “Всегда ли мы внимательны?” при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение.

Форма организации обучения: групповая.

Методы урока: словесно-логический, частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

I. Постановка цели урока и мотивация

Учитель сообщает тему урока и спрашивает учеников: “Какую задачу каждый из вас поставит перед собой на этот урок?”.

Ученики:

  • повторить решение задач данных типов;
  • уметь различать эти задачи;
  • решать задачи разными способами;
  • проконтролировать свои навыки решения и т.д.

Учитель: Что требуется для того, чтобы различать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби?

Ученики: Знание правил, умение применять их, анализировать задачу, правильно составлять краткую запись, быть внимательным при решении этих задач.

Учитель: Да внимательность нам сегодня пригодится. Сегодня у нас необычный урок. Урок-обсуждение вопроса: “Всегда ли мы внимательны?”. Каждый год в сентябре увеличивается число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине школьников. Как вы думаете, почему? (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)

Вывод: надо знать Правила дорожного движения (ПДД), выполнять их, быть внимательным на улице.

Учитель: Итак, проверим вашу внимательность при решении задач и обсудим, внимательны ли вы на улице.

Каждой группе учащихся было дано домашнее задание:

1 группе – собрать сведения о ДТП, связанных с детьми;

2 группе – провести анкету среди учащихся школы и составить задачу (дробь от числа);

3 группе – узнать, какие нарушения чаще встречаются у школьников, и по возможности составить круговую диаграмму (за сведениями можно обратиться к учителю ОБЖ);

4 группе – составить вопросы для проведения викторины “Знаете ли вы ПДД?”.

II. Актуализация знаний

Учитель:

  • как найти дробь от числа?
  • как найти число по его дроби?
  • прочитать задачи (Приложение №1) и определить к какому виду они относятся (соревнование между группами, кто правильно определит).

Итог: Внимательней всех оказалась … группа.

III. Повторение ранее изученного

Сообщение учащихся 1 группы.

За 8 месяцев 2006 года в Алтайском крае по вине детей произошло 311 ДТП, погибло 15 детей, 317 получили ранения (сведения из Интернета).

Учитель: Ребята, если взять нашу сельскую школу, то это одного бы класса (15 детей) не стало.

Может, стоит задуматься над проблемой: “Знаем ли мы правила дорожного движения, выполняем ли их, т.е. всегда ли мы внимательны на дороге?” (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)

Слово 2 группе учащихся.

Задача

Все из 120 опрошенных школьников считают, что они знают правила дорожного движения. Но не выполняют их и не всегда соблюдают всех учащихся. Сколько детей выполняют ПДД, если они составляют остальную часть?

Учитель: Составьте краткую запись задачи.

1. Не выполняют ПДД от всех учащихся
Не всегда соблюдают от всех учащихся
Выполняют ПДД остальная часть?
120 учеников

У доски (на другой стороне крыльев доски) 2 ученика решают задачу разными способами. В группах учащиеся решают задачу, сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски. Обсуждают, какой способ решения более рациональный.

1 способ 2 способ
1) 120 : = 36 (уч.) 1) 1 – ( + ) = (ч)
2) 120 * = 30 (уч.) 2) 120 * = 54 (ученика)
3) 120 – (30+36) = 54 (уч.)

Учитель: Давайте обратимся к результатам нашей задачи. Сколько учащихся могут попасть в ДТП? (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)

4 группа учащихся задает вопросы из викторины по ПДД.

Учитель: Попробуйте в группах изменить задачу, не трогая числовые данные.

Ученики обсуждают в группах и предлагают следующий вариант задачи в краткой записи.

2. Не выполняют ПДД от всех учащихся
Не всегда соблюдают от всех учащихся
Всегда выполняют остальная часть?
120 учеников

Учитель: Проверим вашу внимательность. Скажите, изменилась задача. В чем разница? Решите самостоятельно возможными способами.

1 способ 2 способ
1) 120 * = 36 (уч.) 1) 1 - = (части)
2) 120 – 36 = 84 (уч.) 2) * = (ч)
3) 84 * = 21 (уч.) 3) - = (ч)
4) 84 – 21 = 63 (ученика) 4) 120 * = 63 (ученика)

Учащиеся анализируют, сравнивают решения задач (1 и 2). Разбирают второй способ решения.

Вывод: Изменяя один из элементов условия, получили другую задачу, решение которой резко отличается от данной.

А по нашей проблеме в результате этой задачи учеников, которые выполняют ПДД, больше.

Сообщение учащихся 1 группы: В нашем районе за 10 месяцев 2006 года в ДТП пострадало 7 детей, а в 2005 году за этот же период пострадало 5 детей (Из районной газеты).

(Обсуждение и высказывание мнения детей)

Учитель: А теперь коллективно в группах составьте задачу, обратную данной (1) и решите её.

3. Не выполняют ПДД от всех учащихся
Не всегда соблюдают от всех учащихся
Всегда выполняют 54 ученика
?

(от каждой группы вызвать по ученику к доске решить задачу, одновременно на разных досках)

Учитель: К какому виду относится эта задача? (число по его дроби)

4 группа учащихся задает вопросы из викторины.

Учитель: Попробуйте изменить условие 3 задачи так, чтобы присутствовало сравнение.

Группами выдвигаются различные идеи, и приходят к следующей задаче:

Вместе составляют план решения и самостоятельно в группах решают.

1 – (+) = (часть)

- = (часть)

24 : = 120 (учеников)

Учитель: Сколько задач мы получили из исходной? Ответили вы на поставленную перед собой задачу урока? Пригодилась ли нам внимательность? (Обсуждение)

3 группа делает сообщение.

Нарушения, которые чаще всего допускают дети:

Переход улицы перед близко движущимся транспортным средством – 27%

Переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть - 27 %

Невнимательность при переходе улиц - 17 %

Неожиданный выход из-за транспортных средств - 9 %

Прочие причины - 20 % (игры на проезжей части, хождение вдоль мостовой).

Учащиеся представляют готовую диаграмму.

На основе полученной информации дается задание 1, 2, 4 группам учащихся, рассказать, как построена круговая диаграмма. А ученики 3 группы помогают и проверяют их.

IV. Подведение итогов

Учитель: Мы увидели, какие чаще всего нарушения допускают дети. И сможем ли сейчас ответить на наш вопрос: “Всегда ли мы внимательны?” (Обсуждение, высказывание мнения детей)

Подведение итогов викторины “Знаете ли вы ПДД?”. Каждая группа отмечает наиболее внимательных учеников.

Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас пытался быть очень внимательным. И не пора ли нам задуматься серьёзно над вопросом: “Зная правила дорожного движения, выполняем ли мы их?”. И выбрать верный ответ, что необходим каждому из нас.

V. Инструктаж домашнего задания

Учитель:

Домашнее задание: Решите три любые задачи из Приложения №1, с которыми вы сможете справиться, или составьте задачу (процент от числа) и из неё получите другие возможные задачи (можно задачу проблемного содержания).