Тема урока: "Звуки весны: апрель"

Разделы: Начальная школа


Учебник: “Окружающий мир” 1 класс, автор Виноградова Н.Ф.

Тема урока: Звуки весны: апрель.

Цели:

  • проверить умение детей замечать происходящие изменения в природе;
  • раскрыть понятие “животное – живое существо”;
  • воспитывать эмоционально-положительный взгляд на природу, формировать эстетические чувства.

Средства обучения:

  • учебник “Окружающий мир” 1 класс;
  • аудиозапись (звуки весны:капель, журчание ручейка, голоса птиц);
  • “короны” с изображением животных;
  • таблички-названия, что “умеют” животные.

Ход урока

І. Организационный этап

Учитель:

- Спросите меня о чем-нибудь.

- О чем? – удивляются дети.

- Спросите, какое у меня настроение?

- Какое у вас настроение? – спрашивают дети.

- Хорошее!

- А почему?

- Потому, что на улице тепло светит солнце. А скажите, когда так бывает? Кто знает стихи о весне?

Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

(Ответы детей)

- Назовите весенние месяцы?

- Какой месяц сейчас?

II. Формирование новых знаний

Слово учителя:

Мы с вами сегодня послушаем весну, звуки весны в апреле, подслушаем разговоры животных. А для этого отправляемся на лесную поляну.

(Звучит музыка: капель, журчат ручейки, голоса птиц).

1) Взошло и заиграло над лесом весеннее ласковое солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки и послышался в лесу чей-то голосок. (Звучит голос кукушки).

- Чей это голос? (Ответы детей)

Ученик:

Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница – кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему “Ку-Ку”.

(Звучат голоса других птиц)

2) Учитель:

Осторожная слишком,
Стоя прямо под ней,
Ее можно услышать,
А увидеть трудней. (иволга).

3)

С виду скажем неприметна,
Оперенье неярко.
Шелушить же любит зерна
И зовется … (коноплянка).

4) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (соловей)

III. Работа с книгой.

Обрадовались весне и насекомые. Давайте послушаем лесные новости.

Чтение текстов с учащимися (с. 95).

Вопросы после чтения:

- Чем питается жужелица?

- Почему весной у муравьев много “работы”?

- Почему покидают свои дома - ульи пчелы? Куда они летят?

- Из чего появляются головастики?

IV. Физминутка

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

V. Раскрытие понятия “животное – живое существо”.

Путешествие продолжается. Что это? Тихо. Это звери собрались на лесное собрание. Давайте подслушаем, о чем они “говорят”. (Выходят дети, на голове “короны” с изображением животных).

Весна. Здравствуйте, целый год не виделись! Как провели зиму?

Ёж. Я спал. Похудел!.

Белка. У меня запасов полно было. Не голодная. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодная. Одними мышками питалась.

Медведь.

Без забот и без тревоги
Спал я в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
А весною вылез, вижу!
Лужи, тает снег.
Пришла весна!

Весна. А меня-то вы рады видеть?

Звери. Да!

Учитель. Почему звери рады весне?

(Ответы детей)

- Ребята, сегодня в своем путешествии мы услышали голоса птиц, познакомились с насекомыми, встретили зверей.

- В какую группу их можно объединить и назвать одним словом? (Животные).

Учитель: Животное – это живое существо. Почему?

Ответы мы найдем в книге (с. 104).

(Чтение текста учителем).

- Что же умеют делать животные?

(Дети говорят и на доске появляются таблички ).

Животные

дышат питаются передвигаются
спят добывают пищу строят жилище
заботятся о своем потомстве

- Почему же “животное – живое существо?”

VI. Работа в тетради.

Обсуждение задания “Что сначала, что потом” (игра с картинками “икра-головастик- лягушка”).

VII. Итог урока.

Учитель:

Пусть поют птицы!
Пусть летают бабочки!
Пусть радуют всех цветы!
Пусть живет все живое!

На этом наше путешествие заканчивается. Кого же мы встретили на лесной полянке? (Ответы детей).

- Вы славно потрудились

Я благодарна вам.

У меня хорошее настроение. А у вас?

Большое спасибо за урок.