Применение моделирования на уроках химии

Разделы: Химия


Тема:

Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева.

Цели:

  • дать понятие о систематизации химических элементов и о структуре периодической системы;
  • формировать общелогические умения: аналогии, анализа, классификации, обобщения, синтеза, моделирования;
  • воспитывать умение работать в паре, коммуникативные умения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя:

Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
и тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы,
является гений
и в хаосе этом
находит порядок…
Весь мир большой:
жара и стужа,
планет круженье, свет зари –
все то,
что видим мы снаружи,
законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет алфавит.

Я рада нашей встречи и возможности сотрудничества с вами, сегодня на уроке мы пополним знания о Периодической системе химических элементов, еще раз вспомним, о чем нам говорит порядковый номер элемента, узнаем, что такое период, группа. Вы будете самостоятельно моделировать часть периодической системы, предполагается работа в парах. Но для того чтобы изучить новый материал мы должны вспомнить, то, что уже знаем.

Фронтальная работа с классом

– Ребята скажите, пожалуйста, что такое атом … (это сложная система, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, движущихся в электрическом поле ядра;

- атом электронейтрален;

- это микрочастица;)

- Из каких частиц состоит атом (протоны, нейтроны, электроны)

- Расскажите о ядре атома (в состав ядра входит две частицы, положительно заряженные протоны и нейтральные нейтроны; в ядре сосредоточена практически вся масса атома (99,95%), составляет одну стотысячную часть от диаметра атома)

А сейчас все то о чем вы сейчас сказали, попробуем применить на практике, смотрите, пожалуйста, на доску здесь зашифрованы элементы, но указано только количество протонов и нейтронов, ваша задача установить элемент и расписать его электронную конфигурацию.

Работа у доски

He – гелий 1s2 2

N – азот 1s22s2p3 7

Be – бериллий 1s22s2

4F – фтор 1s22s2p 9

Мы с вами вспомнили изученный материал, вы все очень хорошо знаете, молодцы. Мы привыкли к порядку, у каждого из нас есть дом с точным адресом, в нашем доме каждая вещь имеет свое место именно поэтому нам так легко найти то, что нужно и какой беспорядок был бы, если бы этого не было, так и элементы не были систематизированы, до тех пор, пока Дмитрий Иванович Менделеев не создал свою знаменитую таблицу и среди элементов не наступил порядок. Сейчас вы попробуете в течение урока самостоятельно смоделировать часть периодической таблицы. У вас на столе набор карточек и инструкция (см. Приложение 1), вы внимательно читаете и выполняете задание.

Давайте рассмотрим таблицу, скажите, в каком порядке вы разложили предложенные карточки? (по возрастанию порядкового номера)

Что он значит? (количество электронов и протонов)

Давайте рассмотрим горизонтальный ряд элементов, который называется периодом, и сделаем вывод, что же такое период?

как расположены элементы? (по возрастанию порядкового номера, начинается с металла и заканчивается неметаллом, так происходит в каждом периоде, т.е. периодически повторяются свойства элементов)

Что общего у этих элементов? (количество электронных уровней в одном периоде, и они равны номеру периода)

Чем они отличаются друг от друга? (количеством электронов на внешнем слое)

А теперь обобщим все, что мы сказали о периоде и запишем в тетрадь (это горизонтальная последовательность элементов по возрастанию порядкового номера, начинается с металла и заканчивается неметаллом) записываем в тетрадь.

Давайте рассмотрим вертикальный ряд элементов, который называется группа:

Что общего между элементами? (свойства, количество элементов нам внешнем энергетическом уровне)

Чем отличаются? (количество энергетических уровней)

Так что же такое группа…

(это вертикальная последовательность элементов по возрастанию порядкового номера, где у элементов наблюдается одинаковое количество электронов на внешнем слое, которое равно номеру группы) записываем в тетрадь

Мы с вами разобрали два новых понятия, увидели, как и по каким признакам систематизировал Менделеев свою таблицу, боле подробно вы будете знакомиться со структурой таблицы позднее. Периодическая таблица не сразу приобрела такой вид к которому мы привыкли, который нам доступен и понятен. И сейчас обратимся к истории и посмотрим, как зарождалась таблица Менделеева. Видеосюжет 3-4 минуты.

Подведем итог урока практическим заданием по адресу, т.е. номеру группы и периода вы ищете элемент, записываете названия в столбик

6 группа 4 период, неметалл 34 Селен
6 группа 6 период , 84 Полоний
3 группа 3 период 13 Алюминий
2 группа 5 период 38 Стронций
3 группа 5 период 49 Индий
3 группа 2 период 5 Бор
4 группа 5 период 50 Олово

Итоговый этап урока:

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть
Таблицу Менделеева я знаю наизусть
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем
В ней стройность и величие
Любимейших поэм
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента лишнего
В ней нет ни одного
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.