Учебная программа элективного курса по химии и биологии на тему: "Еда по науке и наука о еде"

Разделы: Химия, Биология


Проблема пищи всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Однако простое увеличение потребления пищи не может решить всех проблем, связанных с питанием. Оно должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Данная программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса строится на следующих принципах:

  • во-первых, в программе представлена современная химия и биология. При этом авторы не ставят своей задачей изложение основ науки химии и биологии, а считают необходимым обеспечить биологическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;
  • во-вторых, содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности;
  • в-третьих, применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других, более ранних и одновременно школьных курсов (природоведение, физика, технология и др.).

Цель программы: пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направления.

Задачи программы:

  • образовательные: подготовить фундамент для практической деятельности человека; дать понятие взаимосвязи строения и функций органов и систем; заложить основы понятия “экология организма”; определить важность знаний о строении. Функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье.
  • развивающие: овладение методами самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для своевременного обращения к врачу; развитие навыка работы в группе.
  • воспитательные: решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников; привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек, как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности; подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.

Доминирующим методом преподавания в данной программе является проблемно-диалогический метод. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному “открытию” школьниками различных аспектов химико-биологических явлений и фактов. Курс по выбору “Еда по науке и наука о еде” представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и ролевых игр, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Интеграция курса: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной, культурологией. Итогом усвоения программы является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний. Курс завершается мероприятием, связанное с презентацией проекта.

Тематический план

Раздел Тема занятия Форма проведения Кол-во часов теорет. Практические
1 Введение Эволюция пищеварительной системы Лекция 1  
2 Расщепление пищевых продуктов Пищеварение в ротовой полости

Пищеварение в желудке.

Пищеварение в кишечнике.

Влияние эндокринной системы на пищеварение

Беседа с элементами рассказа

Комбинированный урок

Лекция

Лекция

1

1

1

1

 
3 Основные химические вещества пищи Белки

Жиры

Углеводы

Минеральное меню. Витамины.

Комбинированный урок

Лекция

Комбинированный урок

Лекция

1

1

1

1

1

1

1

4 Пищевые добавки Пищевые красители и консерванты

Антиокислители и ароматизаторы

“Обнаружение в продуктах питания крахмала, жира, поваренной соли, красителей”

Семинар

Лекция с элементами рассказа

Практическая работа

1

1

 

 

 

 

1

5 Природные токсиканты и загрязнители Природные токсиканты

Токсичные загрязнители

Пищевая аллергия

Лекция

Лекция

Семинар

1

1

1

 
6 Химические основы приготовления пищи Почему в хлебе много “дырочек”? Или всё о химических процессах происходящих при тепловой кулинарной обработке.

“Химчистка на дому”

Лекция

Практическая

работа

1

 

 

 

 

1

7 Питаемся правильно Питание и группы крови

Вегетарианцы и мясоеды

Совместимость продуктов

Составление карты рационального питания

Диеты. Плюсы и минусы

Считаем калории

Анорексия и булимия

Питание народов мира

Лекция с элементами рассказа

Диспут

Лекция

Практическая работа

Семинар

Практическая работа

Лекция

Игра

1

1

1

1

1

1

1

1

 
8 Гигиена органов пищеварения Вредные привычки и пищеварение

Предупреждение желудочно кишечных инфекций. Хранение продуктов.

Сервировка стола

Культура поведения за обеденным столом

Итоговая конференция. Презентация и защита творческих работ учащихся

Итого

Беседа с элементами рассказа

Лекция

Урок – игра

Урок - диалог

1

2

1

1

1

34 часа

 

Содержание программы курса

Эволюция пищеварительной системы (1 час). Цели и задачи курса. Пищеварительная система является одной из наиболее древних систем. Строение от примитивно устроенных многоклеточных животных до млекопитающих.

Пищеварение в ротовой полости (1 час). Как распознается качество пищи? Строение и уход за зубами. Какая зубная паста лучше? Слюнные железы.

Пищеварение в желудке ( 1 час.) Как пища попадает в желудок ? Почему в желудке перевариваются белки, но стенки желудка не страдают? Как работают пищеварительные ферменты?

Пищеварение в кишечнике (1 час) Где происходит всасывание? Каково строение ворсинок кишечника? Барьерная роль печени. Аппендицит.

Влияние эндокринной системы на пищеварение (1 час.) Нервная и гуморальная регуляция пищеварения, как действуют гормоны, что происходит при их недостатке или избытке.

Белки (2 часа). Наша пища состоит из большого числа различных химических веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Вся деятельность организма связана с белковыми веществами. Учащиеся узнают о классификации белков, что такое аминокислота, свойства белков и т.д.

Жиры (2 часа). Растительные жиры и масла являются обязательным компонентом пищи и структурно – пластическим материалом для организма человека, поставщиком ряда необходимых для него веществ.

Углеводы (2 часа.) Группа органических соединений имеющих жизненно важное значение. Сведения о них позволяют хоть в какой то мере представить те сложные превращения, которые происходят в организме при получении пищи.

Минеральное меню (1час). В нас можно найти все, вплоть до золота. А также, к сожалению, и элементы радиоактивного распада, которые мы сами себе и “подарили”. И все таки мы не можем жить без “таблицы Менделеева” в нашем организме, не можем существовать без минеральных веществ, которые нам известны по урокам химии.

Пищевые красители и консерванты (1час). В пищевой промышленности применяется большая группа веществ, объединяемая общим термином “пищевые добавки”. Применение пищевых добавок допустимо только в том случае, если они даже при длительном использовании не угрожают здоровью человека. Что скрывается под маркировкой буквы “Е” на продуктах питания? (приложение 1).

Антиокислители и ароматизаторы (1час). Все о веществах усиливающих вкус и аромат пищевых продуктов. Специи.

Обнаружение в продуктах питания крахмала, жира, поваренной соли, красителей (1час). Практическая работа  (приложение 2)

Природные токсиканты (1час). В пище всегда имеются микрокомпоненты, которые в относительно повышенных количествах вызывают неблагоприятный эффект.

Токсичные загрязнители (1час). Нитраты и нитриты попадают на наш стол с растениями, их используют для обработки и консервирования многих пищевых продуктов, в том числе ветчины, бекона, солонины, некоторых сортов рыбы и сыра. Микотоксины. Ртуть и хищные рыбы. Откуда в консервах свинец?

Пищевая аллергия (1час). Непереносимость некоторых пищевых веществ и непереносимость продуктов питания - в чем различие?

Почему в хлебе много “дырочек”? (1час). Правильная организация питания требует знаний о превращениях, которые происходят при кулинарной обработке продуктов.

Химчистка на дому (1час). Практическая работа по выведению пятен органического и неорганического происхождения (крови, вина, чернил, ржавчины и т.д.)

Питание и группы крови (1час). Характеристика групп крови их влияние на характер человека, а значит и питание должно быть разным.

Вегетарианцы и мясоеды (1час). Мы вышли из животного мира и подчиняемся его законам. Хищники - это же типичные мясоеды. Они сильны, агрессивны, жестоки, изобретательны в своих способах добыть питание. И наоборот, травоядные животные спокойны, добры, легко поддаются дрессировке. А это значит, что они более восприимчивы ко всему новому, так же, как люди с гармонично уравновешенным питанием - к культуре и цивилизации.

Совместимость продуктов (1час). Умеренность в еде, немного о правильном сочетании продуктов, раздельное питание по Н.А.Семеновой и др. специалистов.

Составление карты рационального питания (1час). Практическая работа.

Диеты. Плюсы и минусы (1час). Похудение – это единственная потеря, о которой все без исключения женщины, девушки говорят с гордостью. Да, это трудно. Но можно, а нужно ли?

Считаем калории (1час). Практическая работа

Анорексия и булимия (1час). Заболевания связанные с психикой человека. Выступление психолога школы.

Питание народов мира (1 час). Азиатская и средиземноморская пирамиды питания. Особенности национальной кухни.

Вредные привычки и пищеварение (1час). Необходимо рассказать учащимся о правилах приема пищи, углубление знаний полученных в школе и вне школы о курении, алкоголе, наркотиках и их влиянии на пищеварение. Выступает медицинский работник с анализом заболеваемости в школе.

Предупреждение желудочн- кишечных инфекций (1 час). Учащиеся узнают как уберечься от кишечных инфекций, о мерах профилактики, причинах заражения

Сервировка стола (1 час) Знать правила раскладки столовых приборов, умение пользоваться ими.

Культура поведения за обеденным столом (1 час). Правила этики и эстетики питания.

Итоговая конференция (1 час). Защита творческих работ в виде выступлений и докладов. Демонстрация опытов.