Методическая разработка урока математики в 6-м классе (развивающее обучение) по теме: "Вычитание чисел с разными знаками"

Разделы: Математика


Тема: Вычитание чисел с разными знаками (учебник под редакцией Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И. Шварцбурда)

Тип урока: комбинированный

Главная проблема урока: каков способ вычитания чисел с разными знаками.

Цели:

  • Познавательная: учащиеся узнают правило сложения и вычитания чисел с разными знаками.
  • Развивающая: учащиеся путем сопоставления ряда примеров сами формулируют правило вычитания чисел с разными знаками.
  • Воспитательная: (мировоззренческая). Учащиеся осознают ценность полученного способа для решения примеров в дальнейшем, убеждаясь в тесной связи математики с жизнью.

Дидактические материалы: карточки с заданиями для учащихся, модели термометров у каждого ученика, кодограмма с верными решениями.

Оборудование: экран, кодопозитивы, магнитная доска, индивидуальные оценочные листы, макет термометра на доске.

Предварительные комментарии.

Учащиеся хорошо знакомы со сложением двух чисел с одинаковыми и разными знаками. На предыдущих уроках учащиеся работали с моделями термометра. Осуществлялась отработка метода сложения двух чисел с разными знаками при помощи модели термометра.

Когда сердца, когда умы открыты,
Тебя поймут ребята с полуслова
Те знания, что своим трудом добыты,
По жизни детвора нести готова.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-ориентировочная часть. Контроль настроения

Учитель: Здравствуйте ребята! Классик венгерской поэзии Лайот Кошмак писал:

“Если бы я родился музыкантом –
Я бы стремился
Перебороть шумы мира
С помощью стройных звуков.
Если бы я родился архитектором –
Я бы строил людям
Не квартиры, а домашние очаги.
Я одарил бы их светом,
Цветом и тишиной.
Но поскольку я поэт,
Я хотел бы также четко и ясно
Говорить на языке слов,
Как математика
Говорит на языке чисел”.

– Попробуем и мы выразить свое настроение с помощью чисел на модели термометра.

Дети поднимают модели с отмеченным числом.

Учитель: Петя, почему у тебя отметка на шкале термометра поднялась так высоко вверх от 0о?

Ученик: У меня прекрасный настрой на работу, и я решил изобразить его положительным числом, намного превышающим 0о.

Ученик: А у меня – 1о. (Учащийся может называть причину.) Но я думаю, что к концу урока шкала моего настроения должна подняться!

Учитель: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы умело воспользовались моделями термометров для определения шкалы своего настроения. Положительные и отрицательные числа помогли вам. Н.И. Лобачевский однажды сказал: “Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики”. Что ж, попробуем в этом снова сегодня убедиться.
(Учитель включает кодоскоп). На нем изображен портрет математика. (жив. в VII веке Брахмапутры). Еще древнекитайские математики, жившие до нашей эры знали о положительных и отрицательных числах. Но их трактовки звучали несколько иначе. Под имуществом они понимали положительные числа, под долгами – отрицательные числа. Так например в VII веке индийский математик Брахмапутра излагал свои правила так.

  • Сумма двух имуществ есть имущество;
  • Сумма двух долгов есть долг;
  • Сумма имущества и долга равна их разности.

Учитель: Ребята, как вы понимаете эти правила?

Ученик: Если говорить современным математическим языком, то первое правило я бы прочитал так: имущество – это положительное число, поэтому сумма двух положительных чисел есть число положительное.
Например: 5 + 3 = 8

Ученица: Долг – это отрицательное число. Поэтому второе правило я бы сформулировала следующим образом: “Сумма двух отрицательных чисел есть число отрицательное”.

Ученик: А так как здесь складываются положительные и отрицательные числа, поэтому сформулируем известное нам третье правило: “Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из большего модуля вычесть меньший, и перед полученной разностью поставить знак числа, модуль которого больше”.

Записывает на доске пример.

5 + (– 7) = – (7 – 5) = – 2
5 + (– 3) = 5 – 3 = 2

– Я считаю, что правило не закончено, не указано, что же получается имущество или долг?

Учитель: Как бы вы его дополнили?

Ученик: Если имущество больше долга, то получится имущество. Если имущество меньше долга, то получится долг.

Учитель показывает карточки на доске с примерами:

а) – 7 + (– 1)
б) 5 – 3
в) 3 – 5
г) 3 – (– 5)

– Интересно, смогли бы мы решить эти примеры, руководствуясь только этими правилами?

Ученик: Я считаю, что нужно научиться вычитать числа, для этого нужно правило.

Учитель: В чем же проблема?

Ученик: Нужно открыть правило вычитания чисел.

Учитель: Как же мы сформулируем тему урока?

Ученик: Вычитание чисел с разными знаками.

Учитель: Записываем в тетрадях тему урока.

II. Операционно-исполнительный этап

Ученик: А почему в этих правилах нет слова разность? Давайте попробуем заменить сумму на разность и посмотрим что получится?

Ученик: Читаю. Разность двух чисел имуществ есть имущество, то есть разность 2-х положительных чисел есть число положительное. Я думаю, что это правильно. Например: 5 – 3 = 2.

Ученик: А я не согласен. Приведу пример (выходит к доске) 3 – 5. Я не думаю, что если из маленького имущества вычесть большое, то там что-то из имущества останется.

Учитель: Ребята, как нам разрешить этот спор? Выдвинуты две точки зрения.

Ученик: Я предлагаю воспользоваться моделью термометра. Переведем эти примеры на язык температуры. Днем было 5о тепла, к вечеру температура понизилась на 3о. Мы видим, что получилось положительное число 2о. Рассмотрим 2 случай: днем 3о, к вечеру температура понизилась на 5о. Получили отрицательное число – 2о.

Учитель: Какой же вывод можно сделать?

Ученик: Мы рассматриваем разность. У нас есть уменьшаемое и вычитаемое. В этих примерах они меняются местами. Результат вычитания зависит от того, какое число больше.

Ученица: Можно мне продолжить. Замечу, что если уменьшаемое больше чем вычитаемое, то получится положительное число. Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то получится отрицательное число.

Учитель: Так справедливо ли правило, которое сформулировал Дима?

Ученик: Нет, оно не дает однозначного ответа, поэтому нельзя его брать за основу.

Учитель: Как вы предлагаете?

Ученик: Мне кажется, что здесь надо поразмыслить над третьим утверждением. Сумма положительного и отрицательного чисел равна их разности, как утверждают древние: 3 + (– 5) = 3 – 5. А мы рассмотрим правую часть и заменим разность суммой: 3 – 5 = 3 + (– 5).
Уменьшаемое оставим без изменения, а вычитаемое напишем с противоположным знаком. И наша задача будет решена.

Учитель: Постарайтесь заменить числа буквами и запишите, что у вас получится.

Ученики: аb = а + (– b).

Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому (формулируют правило).

Учитель: Собираясь на работу, я услышала такой факт. Наиболее жаркое место на Земле - Ливия, там бывает температура + 56о. Наиболее низкая температура зафиксирована в Антарктиде – 88о. Интересно, сможете ли вы сейчас, открыв правило вычитания, вычислить разницу между высшей и низшей температурой на Земле?

Ученик: 56о – (– 88о) = 56о + 88о = 144о

III. Рефлексивный этап

Учитель: Итак, какое же правило вы открыли?

Ученик: Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

Учитель: Насколько это правило научно и верно?

Ученик: Нужно проверить, найти формулировку правила в учебнике.

Учащиеся сравнивают формулировки правила, убеждаются в правильности.

Учитель: Для чего же необходимо правило, которое мы открыли?

Ученик: Оно помогает нам быстро находить значение разности, решать практические задачи.

Учитель: Выполним практическую работу на закрепление правила. Выполните вычисления и зачеркните в таблицах буквы, соответствующие найденным ответам:

3 – 5 =
– 7 – 2 =
– 1 – (– 6) =
– 5 – (– 2) =
– 1 – (– 5) =
– (– 3) – 4 =


0 – 1,2 =

 

– 9 2 – 4 -2 – 3                

з

л

у

е

н

ш

т

а

я

                    

 

1,5 5 9 – 1 – 4 4 – 5 – 4 – 0,5 1     

к

б

в

р

ч

е

о

м

е

ь

н

д

и

     

– Что означают слова, составленные из оставшихся букв? Ответ: лента времени.

Учитель: Да лента времени связывает нас с прошлым. Прав Г. Лейбниц: “Кто хочет изучать настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймет”. И мы сегодня с вами доказали, что точка зрения на одно и тоже понятие становится со временем удобнее и проще.

IV. Самостоятельная работа

1. Вычислить:

I вариант

1) +14 – (– 15) =
2) – 15 – (– 12) =
3) – 2,4 – 1,3 =
4) – 7,8 – (– 4,5) =

II вариант

1) 18 – (– 3) =
2) – 16 – (– 7) =
3) – 5,6 – (– 1,2) =
4) – 9,4 – (– 5,3) =

2. Вычислить расстояние между точками:

А (– 3), В (– 9) А (– 2); В (– 8)

Самопроверка – учащиеся проверяют свое решение по ключу, выставляют оценки в листок самоконтроля и сдают его учителю.
Учитель выставляет отметки за работу на уроке, учитывая самооценку учащихся.

V. Домашнее задание: № 1093, 1096 (в, г); п. 34.

VI. Контроль настроения

Дети поднимают термометры, у всех отметка выше 0о.