Методическая разработка урока-путешествия по теме: "Деление натуральных чисел" (по учебнику Г.В. Дорофеева). 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся при выполнении деления натуральных чисел.
  • Развитие внимания, познавательной активности учащихся.
  • Воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

  • Карточки для проверки домашнего задания.
  • Планшеты для устного счета.
  • Кодоскоп.

I. Вступление

– Сегодня вместе с Иваном-царевичем мы совершим увлекательное путешествие в страну "Деление" и выясним, как мы умеем выполнять деление натуральных чисел. Итак...

– В некотором царстве, в некотором государстве жил Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную. Унес ее в далекую страну "Деление". Решил Иван-царевич выручить Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное, сообразительное войско. Собрал он три отряда. Назначил в каждом отряде командира. И начал испытывать воинов.

II. Испытание командиров (карточки):

III. Испытание воинов

1) Какие числа называются натуральными? Назовите самое маленькое натуральное число, самое большое.
2) Что значит число а разделить на число в?
3) Докажите, что 12 : 4 = 3; 36 : 2 = 18; 0 : 7 = 0.
4) Назовите компоненты действия: 63 : 9 = 7.
5) Что получается при делении нуля на любое натуральное число?
6) Какое число называют частным чисел: 8 и 2;      20 и 4;     100 и 50?

– Молодцы! Хорошее войско подобрал себе Иван-царевич. А теперь в путь!
Поехал Иван-царевич вместе с войском выручать Елену Прекрасную. Вышли они к бурной реке, а там - огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написан вычислительный пример. Если его правильно решить, то получится магическое число. Произнесет его воин – камень повернется и освободит дорогу. (Один воин – на доске, все остальные – в тетради.)

Стр. 76 № 306 (б). Вычислить: (21840 : 65) : (420 : 15) = 12

– Первую преграду войско одолело: камень повернулся, открыл дорогу. Дальше дорога их привела к волшебной стене. От стены дорога вела в лабиринт. Надо найти выход из лабиринта. (Три воина решают на доске, остальные в тетради.)

Найти неизвестное число:

С помощью кодоскопа проецируется сам лабиринт и выход из лабиринта:

– Итак, выход из лабиринта найден. Попал Иван-царевич с войском в лес, к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и решила помочь Ивану-царевичу. Дала она ему три ларца, в одном из них – смерть Кощея. Но чтобы определить ларец, надо решить задачу.

(Решают самостоятельно в тетради. Первый решивший идет к доске.)

Задача:

В обозе у воинов имеется 80 караваев хлеба. Каждый день воины съедают одинаковое количество хлеба. Через три дня в обозе осталось 35 караваев хлеба. Сколько караваев хлеба съедают воины каждый день?

Решение:

1. 80 – 35 = 45 (кар.) – хлеба съели воины за три дня.
2. 45 – 3 = 15 (кар.) – хлеба съедают воины каждый день.

Ответ: 15 караваев хлеба.

– Нашел Иван-царевич нужный ларец. Открыл его, а там яйцо. Разбить его можно только после того, как будет сформулировано очень важное свойство деления.

Дано равенство: 16 : 8 = 2

  1. Увеличьте делимое и делитель в 2 раза: 36: 16 : 2; в 3 раза: 48: 24 = 2.
  2. Уменьшите делимое и делитель в 2 раза: 8 : 4 = 2; в 4 раза: 4 : 2 = 2.
  3. Сформулируйте важное свойство деления:
Делимое и делитель можно умножить или разделить на одно и то же натуральное число - частное от этого не изменится.

– Молодцы! Справились и с этими задачами. Разбили яйцо, а в нем - иголка, переломили ее. Покончили с Кощеем Бессмертным. Освободилась Елена Прекрасная. Всех теперь ждала дорога домой. А вот все ли дойдут до дома - покажут результаты самостоятельной работы:

IV. Самостоятельная работа

Послевыполнения работы ответы проецируются с помощью кодоскопа на доску.

– Вот и сказке конец, а значит, конец нашему путешествию по сказочной стране "Деление". Спасибо воинам, которые помогли спасти Ивану-царевичу Елену Прекрасную.

V. Оценки за урок

VI. Домашнее задание: стр. 76 - №305, 306 (а), 298. Дополнительно: № 314