Урок по теме: "Лексика кубанского жилища". Русский язык. Региональный компонент (кубанские говоры). 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели: повторить понятие “диалектизмы”; познакомить с лексикой кубанского жилища; развивать умение определять значение слова (толкование, подбор синонимов, рисунок); развивать интерес к слову посредством словесной игры.

Оборудование: ватманы, цилиндр, компьютер, веточки плодовых деревьев, нитки, ножницы, карточки для игры “Цепочка” и заключительной игры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Знакомство с темой и целями занятия

3. Игра “Шляпа вопросов”

Фронтальный опрос. <Презентация, СЛАЙД 2>

– Что изучается в лексике? (Лексика – раздел науки о языке, в котором изучается слово и его значение)

– Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)

– Приведите примеры тематических классов слов. (Общеупотребительные, неологизмы, устаревшие, профессиональные, диалектные)

– Какие слова называют диалектами? (Средство общения населения определенной области)

4. Игра “Цепочка”

По рядам: каждый ученик соотносит одно понятие и передает карточку следующему. <Приложение 1>

Соотнести понятия:

Кошара
Баз
Стойло
Времянка
Халабуда
Курнык
Погребнык
летний домик во дворе
курятник
помещение для овец
погреб
место для отдыха скота на пастбище
загон для скота
шалаш

Проверка. <СЛАЙД 3>

Дополнительные вопросы:

– Определите родственные слова "курнык". (Курятник)

– Соотнесите понятия “времянка” и “летний домик”. (Дом для временного, сезонного, использования)

5. Работа в группах

– Объясните происхождение названия угла в доме. <СЛАЙД 4>

Передний, красный, святой.

Справка. Противоположный от входа, расположенный по диагонали от печи. Тот, в котором висит икона.

6. Работа в парах

– Объясните возникновение диалектизма, основываясь на лексическом значении слова. <Приложение 2>

  1. Дом, обмазанный глиной – МАЗАНКА.
  2. Оконные ставни – ПРИТВОРЫ.
  3. Казачья усадьба – ПОДВОРЬЕ.
  4. Украшение на крыше – КОНЕК.
  5. Печной горшок – ГОРНЕЦ.
  6. Посудный шкаф – УГОЛЬНИК.
  7. Вышитое полотенце – РУШНИК.
  8. Неглубокий колодец КОПАНКА.

Проверка. <СЛАЙД 5>

7. Игровая разминка. “Пишущая машинка”

Каждому ученику присваивается буква по имени или по фамилии. Произносится слово – учащиеся, которым при распределении достались буквы этого слова, молча встают). Слова-диалекты подбираются с учетом фамилий и имен учащихся.

При выполнении заданий № 8 и № 9 провести инструктаж по технике безопасности.

8. Строители

Из заранее заготовленных веточек и ниток изготавливается ПЛЕТЕНЬ (изгородь из хвороста) и ПРЯСЛО(изгородь из легких жердей). <СЛАЙД 6>

9. Игра “И дело и потеха”

Учащиеся делятся на три группы, каждой группе предлагается одинаковый набор карточек со словами-диалектами, обозначающими одежду, обувь, еду. (Можно дать в контексте, чтобы легче было определить значение.) Задача участников - выбрать слова какой-либо одной темы (выбирает учитель) и расположить при помощи булавок на ватманах, прикрепленных к доске)

Карточки. <Приложение 3>

Еда: галушки, цыбуля, кисляк, бурак, кокушко, жердела, тютина.

Одежда, головной убор: жупан, кафтан, кожух, папаха, кубанка, галифе, тужурка.

Обувь: чуни, шлепки, боты, черевички, чоботы, бахилы, чувяки.

Проверка. <СЛАЙД 7>

10. Подведение итогов

11. Домашнее задание

Индивидуальные карточки. <Приложение 4>