Урок математики в 5-м классе по теме: "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". "Математическое ралли"

Разделы: Математика


Цели урока: Формирование навыка практического применения правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров, уравнений и задач.

Задачи:

  • Образовательные: актуализировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, актуализировать способы решения уравнений и задач. Формировать навык практического применения правил. Развивающая: развивать психофизиологические процессы внимание и память и мыслительные операции: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.
  • Воспитательная: продолжить воспитание социальной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. Воспитывать чувства красоты и совершенства посредством наглядности на уроке.
  • Оборудование: Таблица: “Математические гонки”, страница “замков” и набор ключей к ним, мозаика – машины на каждую парту, перфокарты с примерами, цветы с задачами и уравнениями, финишная ленточка – цепочка примеров, карточка для рефлексии, дорожные знаки с правилами, лист – раскраска для домашней работы.

Форма проведения: дидактическая игра “Математическое ралли”.

Ход урока

Название Содержание этапа
1. Орг. момент Сегодня у нас необычный урок. Урок “Математическое ралли”. Что означает слово ралли?

Ралли это авто- или мотто- гонки на специальных спортивных машинах. Или многодневное ралли.

А что значит математическое ралли?

Решение заданий на скорость.

Девиз нашего урока: быстро, но безопасно.

Быстро - решать примеры на сложение и вычитание дробей.

Главное правило безопасности в АВТОГОНКАХ это соблюдение правил.

2 Повторение правила. Правил на нашем уроке будет всего два:

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

3 Устный счёт. 1) Где стоят машины до гонок? (в гараже), как открыть гараж? (ключом). Для этого нужно посчитать, какой ключ открывает какой замок, и вставить свой ключ в нужную замочную скважину.

2) Мы открыли замок, в гараже 10 машин, сейчас вы соберёте математическую мозаику на партах и у каждого экипажа появится своя машина.

Если вы правильно решили все примеры, то у вас получилась машина, на которой мы и начнём гонки.

4 Работа с перфокартами. 1) Первый этап гонки – гонка по пересечённой местности, нужно за три минуты решить 10 примеров на карточке. На старт, внимание, марш!

2) вдруг под капотом раздался хруст. Что- то задымилось? Машина сломалась. Чтобы её починить найдите ошибки в примерах

а) на доске

б) на карточках самопроверка по ключу. Выставление оценок 10 – “5”, 8-“4” , 6- “3”.

5 Физкульт -минутка Выполнение под музыку “Чёрный бумер” танцевальных движений.
6 Работа с доской

(в тетрадях)

Мы устали ремонтировать машину и решили сделать привал. Остановились на поляне, где растёт много цветов и захотели сделать букет. Но что бы сорвать цветок нужно выполнить его задания:

1)Цистерна заполнена на бензином. цистерны бензина перелили в бочки. Какая часть цистерны осталась заполненной бензином?

2)На одну стройку отправили т гвоздей, а на другую – на т меньше. Сколько гвоздей отправили на обе стройки?

7 Устные вычисления по рядам. Машины готовы? Экипажи готовы?

Выходим на финишную прямую. Я даю каждому ряду по две ленточки (с конца и с начала), вы заполняете пустые окошечки и тогда пересекаете финишную прямую.

8 Подведение итогов. Рефлексия. Я вижу, вы научились быстро складывать и вычитать дроби. Какие задания выполнялись легко? Какие труднее? Что понравилось?

За работу на уроке, за участие в ралли я выдаю вам права. Запишите в них свои имя и фамилию.

Внизу три отравных карточки, красная – я работал на 5, у меня всё получилось, если вы так считаете, оторвите зеленый и синий квадраты. Зелёный –я ставлю себе четыре, у меня кое что получается медленнее чем у других. Если вы согласны, то отрываете красный и синий прямоугольник.

Если вам на уроке было трудно и неинтересно, то отрываете красный и зелёный прямоугольник. На ваших правах остаётся квадратик с оценкой. Можете её подписать.

Теперь вы водители с правами, знаете как много внимания нужно за рулём, поэтому не будете нарушать правила дорожного движения.

9 Домашнее задание. Лист-раскраска, с цветовым решением.

Приложение.

1) Устные задания на ключах:

72:8

+51

:15

• 9

+ 4

56:7

•5

-13

: 9

+17

•2

63:9

+33

: 8

•13

-25

54:6

• 7

+17

: 10

• 5

81: 9

+41

: 5

• 7

- 17

50+40

: 30

• 50

- 100

+ 3

30+70

: 10

• 15

- 97

100-70

• 3

- 18

: 36

+51

100-80

: 4

• 14

- 67

67-23

: 11

• 25

- 97

15• 6

: 18

• 19

-92

60-11

: 7

• 15

- 102

28+32

: 12

• 17

+ 25

90-34

: 14

• 13

+ 68

62 – 27

: 7

• 19

+15

95 -37

: 29

+90

+18

100-8

: 2

- 45

• 47

83-39

: 4

• 7

- 30

94- 19

: 25

• 15

+ 2

47+25

: 18

• 12

- 1

Задания и ответы перфокарт:

Дополнительные индивидуальные задания:

Масса помидора кг, а огурца - кг. Какова масса вместе помидора и огурца? Для посадки леса выделили участок, площадь которого 300 га. Дуб высадили на участка, а сосну – на участка. Сколько гектаров занято дубом и сосной?
Садовнику нужно было посадить 175 розовых кустов. В первый день он посадил этого числа. Во второй день - числа всех кустов. Сколько кустов осталось посадить садовнику? Найдите значение выражения х+, если х=
Представьте число в виде суммы его целой и дробной части: Представьте в виде суммы и найдите значение: