Обобщающий урок по разделу "Повторение изученного в начальных классах". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Форма урока: урок-путешествие в страну Лингвинию.

Цель урока:

  • повторить основные сведения из разделов русского языка, полученные учащимися в начальной школе;
  • закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  • способствовать развитию интереса к предмету;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: сигнальные карточки, светофорчики, раздаточный материал, карта “Страна Лингвиния”.

Ученики выступают в роли астролога, экскурсовода, губернатора, пиратов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие.

Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну Лингвинию. Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.

II. Игра-путешествие.

1. Словарная работа.

- Нам во время путешествия понадобятся вот эти слова (слова записаны на доске с пропущенными орфограммами). Вспомним их написание.

Путешествие, маршрут, велосипед, корабль, пассажиры, билет, касса, орфограмма, морфема.

С заданием справились и можем смело отправляться в путь.

2. Лингвистический прогноз астролога. /ученик/

- Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут опасности? Может лучше не рисковать и остаться дома? Не хотите?

Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет путешествие.

Козерогам, Водолеям и Рыбам надо опасаться перелета через океан Знаний, так как могут подвести нетвердые знания.

Овны и Тельцы в области Словообразование должны оказать уважение всем частям слова.

Близнецы, Раки, Львы и Девы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.

Весам, Скорпионам и Стрельцам нужно беречь силы для прохождения области Орфография, где их может поразить орфографический вирус.

В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся.

3. Орфографическая минутка.

- Значит, опасности будут, но мы их преодолеем!

Ребята, через океан мы полетим на самолете. И чтобы полет был успешным, нам надо отредактировать приветственное обращение авиакомпании /текст на доске/.

Уважаемые п_ ссаж_ры!

Вы находитесь (на) б рту ск_рос_ного лайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время (по)лета.

Сч_с_ливого пути и мя_кой п_са_ки!

/учащиеся вставляют пропущенные орфограммы, потом работа проверяется /

4. Путешествие по области Словообразование.

Итак, перелет завершен, и нас встречает очаровательный экскурсовод области Словообразование.

Ученица в роли экскурсовода.

- Самолет произвел посадку в городе Частисловске – столице области Словообразование. Жители области – Части слова. Они живут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где Части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка.

Законы в штате очень строгие: за ошибку в корне – штраф, за ошибку в приставке и суффиксе – арест, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни рыбы, ни дичи, ни ягод, ни грибов.

Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам... не надо? Вы их знаете?

А мы сейчас проверим.

а) Индивидуальное задание. / Ученик работает у доски самостоятельно /

- На доске задание: вставить орфограммы в корне, подобрать и записать проверочное слово, поставить ударение.

Уд_вительный (диво) день, скр_пучий (скрип) снег, укр_тить(кроткий, кротость) – покорный, смирный зверя, сож_леть(жаль) о потере, заст_клить (стекла) рамы, п_лезный (польза) урок, объед_нить(един) людей, пл_мбировать(пломба) зуб.

б) Работа с сигнальными карточками.

Вопросы классу.

1. Вспомним орфограмму “Разделительные Ъ и Ь знаки” /правило /

2. В каких морфемах встречается эта орфограмма? / в приставке и в корне /

/ учитель называет слова – ученики сигналят, ошибки объясняются /

Подъем, съем, вьют, объявление, соловьи, вьюга, разучить, серьезная, пьете, съедобный, сэкономить, разуверить.

в) Игра “Светофор”. Работаем с орфограммой “Буквы Е и И в окончаниях имен существительных”.

Вопросы классу:

1.Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного? /склонение и падеж /

2. Вспомним орфограмму. /правило /

/учитель диктует СС – ученики сигналят; орфограмма проговаривается с указанием падежа и склонения /

Едешь на машине (1, п.п), отдыхает у березки (1, р.п), шагаешь по дороге (1, п.п), пишет в тетради (3,п.п), сидишь около кроватки (1, р.п.), пошли к деревне (1,д.п.), о счастливой жизни (3, п.п)

Проверка задания на доске.

- Вопрос: какое правило помогло справиться с заданием? /правило /

г) Игра “Собери слово”.

- Наше путешествие продолжается. Следующая область – Морфология. Туда мы поедем на велосипедах. Но, чтобы их получить, надо выполнить задание на внимание и смекалку. Задание: собери слово.

  1. Найти прилагательное, взять у него приставку: Это был беспокойный человек.
  2. Из глагола взять корень: Моряки не страшатся бурь.
  3. Добавить суффикс прилагательного прелестный
  4. Добавить окончание прилагательного: Огромный шар поднялся в воздух.

/ Бесстрашный /

Неплохо! Мы все уже на велосипедах. И движемся в указанном направлении.

Физкультминутка: изображаем езду на велосипеде.

5. Путешествие по области Морфология.

- Вот мы и добрались до места.

а) Вопросы классу:

1. Ребята, кто живет в области Морфология? /части речи /

2. Как определить часть речи? /по вопросу и значению /

3. Определите часть речи по следующим признакам:

а) относится к одному из трех родов, изменяется по числам и падежам;
б) изменяется по родам, числам, падежам;
в) спрягается.

4.Вопросы на сообразительность: Какие два местоимения мешают транспорту? /Я – МЫ /

Какие три местоимения самые чистые? /ВЫ-МЫ-ТЫ /

Посмотрите! Какая честь! Нас встречает губернатор области – господин Глагол.

Ученик в роли губернатора.

- Добро пожаловать в столицу области – город Морфобург! Мы приготовили для вас интересную программу. Надеюсь, что пребывание здесь будет для вас полезным и приятным. Удачи, друзья!

б) Загадки. /Повторение орфограмм в глаголах /

- Порадуем гостеприимного губернатора хорошими знаниями? Посмотрим, что здесь для нас приготовили? Загадки! / записаны на доске /

  1. Два братца друг на друга глядят(?)ся, а вместе (не) сойдут(?)ся. (Пол и потолок)
  2. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег (не) проваливают(?)ся. (Лыжи)
  3. Сложишь – клин, развернешь – блин. (Зонт)

/ загадки отгадываются, орфограммы вставляются и объясняются /

в) Вопросы классу:

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных

окончаний глаголов? / спряжение /

- Как определить спряжение глагола? / поставить глагол в н. ф. /

Какие глаголы относятся к 1-му спряжению; ко 2-му спряжению?

Назовите окончания глаголов 1-го спряжения; 2-го спряжения.

6. На пути в область Орфография.

- Хорошо здесь у вас, интересно. Но нам надо в Грамотград – столицу области Орфография. Впереди у нас трудный маршрут. Он лежит через море Грамотеев. А там всегда подстерегают опасности. Но мы их не боимся. Поэтому, друзья, не теряем времени. На корабль – и в путь! (Неожиданно открывается дверь и в класс вбегают “пираты” с криками: “Ага, попались!” )

Пираты.

Он в плену теперь у нас –
Целый класс! Этот класс!
Мы пираты – грамотеи,
Правильно писать умеем,
Наш послушайте приказ:
“Если грамотно сейчас
Спишите с доски слова
Да порядок наведете
В знаках препинания,
Вас отпустим мы тогда –
Получайте знания!”

Творческое задание. Из данных слов составить предложения.

Слушать, дельфины, музыка, любить. /1-й ряд /

2. Вода, дышать, в, жабры, рыбы. /2-й ряд /

(Пираты “разбойничают”, заглядывают в тетради)

/ предложения читаются учениками, объясняются орфограммы в окончаниях глаголов /

Пираты. Грамотные попались ученики. Придется их отпустить. /уходят /

III. Заключительное слово учителя.

- Вот мы и в Грамотграде! Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна Лингвиния еще не раз позовет нас пройти по своим дорогам.

IV. Подведение итогов урока. Оценки.

V. Домашнее задание. Тест № 5