Использование мультимедийных технологий на уроках экономики. Разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"

Разделы: Экономика


Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Методы обучения:

  • словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;
  • наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
  • практические – решение задач.

Цели урока:

  • рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;
  • сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;
  • оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств;
  • дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;
  • научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.

Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

Наглядные пособия: расчетный лист на каждую группу-семью, проектор для показа презентации с помощью ПК, денежные единицы в виде бумажных монет, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение новой темы. В процессе работы повторим изученный материал, а пока давайте запишем тему сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите число, тему:

(1 слайд) Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни”

Учитель: - Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен; оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.

Помимо этого вы продолжите процесс зарабатывания денег, начатый на прошлом уроке.

Но вначале определите, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня работать на уроке (на столах находятся карточки с надписями: МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЫН, ДОЧЬ, ДЯДЯ, ТЕТЯ, которые учащиеся должны прикрепить к одежде).

2. Объяснение нового материала.

1. Семейные доходы.

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на примере семьи Сидоровых, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-дошкольницы.

Задание 1:

  • Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?

(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

(2 слайд)

Примечание: за правильные ответы учащиеся получают соответствующие монеты.

Учитель: - Хотелось бы обратить особое внимание на одну из статей доходов, в которую входят пенсия, стипендия, пособия и т.д.

Эти доходы получает семья от государства, они не связаны с владением собственностью, и не являются платой за произведенные ими товары или услуги. Их называют социальные трансферты.

(переход по гиперссылке на 11 слайд с определением понятия социальные трансферты)

Запишите данное определение себе в тетрадь.

(Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью)

Задание 2:

  • Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)

Задание 3:

  • В каком виде люди могут получать доходы?

Предполагаемый ответ – Доходы можно получать в виде наличных (монеты, банкноты) и безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое платье, связанные носки и т.д.).

II. Семейные расходы.

Задание 4:

  • Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди распоряжаются своим доходом? В течение 1 мин. попробуйте перечислить расходы семьи.

Замечание: ответы давать в более обобщенном виде.

Вопрос: Из того, что вы перечислили, назовите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Почему?

Вывод: Значит, наши расходы можно разделить на две части – это обязательные расходы и произвольные.

Вопрос: Попробуйте выделить обязательные статьи расходов.

Проверка ответов на экране.

(3 слайд)

Учитель: - Что такое товарная корзина? Давайте подведем итог (переход по гиперссылке на 12 слайд). Определение запишите в тетрадь.

(Товарная корзина (минимальный потребительский бюджет) – набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения)

Вопрос: Как вы думаете, какую долю семья расходует на покупку товарной корзины – минимального потребительского бюджета?

Предполагаемый ответ: зависит от дохода семьи.

III. Вывод Закона Знгеля.

Учитель :- Рассмотрим структуру расходов семьи Сидоровых (4 слайд)

Задание 5: Ответить на ряд вопросов:

  • Какие в основном рассматриваются статьи расходов?
  • Как изменилась структура расходов семьи Сидоровых в течении одного месяца?
  • Как вы думаете, что повлияло на изменение дохода?
  • Какую долю занимает статья “питание” в 1 месяце? Сравните эту долю во 2 месяце.
  • Какая доля от доход приходится на коммунальные услуги? (на одежду?)
  • Что произошло с доходом семьи за месяц?

Учитель: Эти изменения можно просмотреть с помощью диаграммы.

Попробуйте сделать вывод – что происходит в структуре расходов при увеличении дохода семьи?

(5 слайд)

Предполагаемый ответ: учащиеся самостоятельно выводят Закон Энгеля.

(С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.)

IV. Индекс потребительских цен.

Учитель: Если мы хотим составить себе представление о том, насколько хорошо живется жителю той или иной страны, знать только величину его дохода недостаточно. Необходимо учитывать также уровень и изменение цен на потребительские товары, или, как часто говорят, “стоимость жизни”.

На данном уровне экономического анализа нам достаточно знать один из многих показателей стоимости жизни - это ИПЦ.

(6 слайд)

 

Задание 6: Давайте решим следующую задачу:

(7 слайд)

Задача. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте ИПЦ.

Замечание: решение задачи обговаривается учащимися, на экране постепенно выходит решение и ответ.

Учитель: - Для того, чтобы узнать, как изменился доход потребителя с учетом роста цен, экономисты вычисляют индекс изменения реального дохода.

Задание 7: Попробуем решить следующую задачу.

(8 слайд)

Задача.

Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Замечание: на экране постепенно выходит анализ решения, учащиеся самостоятельно решают задачу, затем с помощью экрана сверяют ответ.

Задание 8: Теперь небольшая информация: представители благотворительной организации перечислили каждой семье некоторую сумму на банковский счет. Эти средства вы сможете получить, если правильно определите ту сумму сбережений, которая предназначена каждой семье.

Примечание: данное задание на повторение расчета кредитования банков по формуле предыдущего урока.

(10 слайд)

Замечание: Это задание проверяется на экране с повторением формулы при переходе по гиперссылке на 13 слайд.

Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов и расходов на примере семьи Сидоровых; вывели Закон Энгеля; научились вычислять индекс потребительских цен и индекс изменения реального дохода.

Учитель: Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы и заработать небольшую сумму. У вас на столах находится расчетный лист, в который необходимо занести результат выполнения вашей работы. Попробуйте по справедливости разделить заработанные монеты между всеми членами вашей группы.

Расчетный лист домашнего хозяйства

  Количество заработанных MNT в течении урока
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  
9.  
10.  

 

  Фамилия, имя Заработанная сумма
1    
2    
3    
4    
5    
6    

Примечание: учащиеся подсчитывают свои результаты и сдают расчетные листы учителю.