Перспективный план занятий познавательно-физкультурного цикла "Познай себя" для детей старшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из приоритетных задач ДОУ – является сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников и воспитания у них потребности в здоровом образе жизни.

За последнее десятилетие наблюдается тенденция резкого снижения показателей здоровья детей, обусловленная следующими причинами:

  • неблагоприятная экологическая обстановка в регионе;
  • повышение показателя рождаемости ослабленных детей;
  • снижение уровня культуры здорового образа жизни социума;
  • усиленное и длительное воздействие техногенных факторов на человека;
  • повышение социальной напряженности в обществе;
  • интенсификация процесса обучения детей.

Исходя из вышеперечисленных причин, возникла потребность в создании комплекса методических разработок физкультурно-познавательного направления, объединенных единой целью: содействовать становлению культуры здоровья воспитанников.

Работа с дошкольниками в данном направлении осуществляется от 3-х до 7 лет и включает в себя три этапа:

I этап (II младшая группа) – 3 – 4 года

Формирование культурно-гигиенических и этических норм у детей дошкольного возраста.

II этап (средняя группа) – 4 – 5 лет

Знакомство детей с внешним строением тела. Осознание бережливого отношения к своему телу.

III этап (старший дошкольный возраст) – 5 – 7 лет

Знакомство детей с элементарными представлениями о внутреннем строении организма, его функциями. Привитие детям культуры здорового образа жизни.

Предлагаемый перспективный план для детей старшей группы на декабрь – январь – февраль включает:

  1. Цикл познавательных занятий.
  2. Задачи: ознакомление детей с элементарными знаниями о строении своего тела, уходом за ним.

  3. Цикл оздоровительных занятий, досугов, развлечений.
  4. Задачи: развитие двигательных навыков и физических качеств дошкольников.

  5. Совместно-практическая, опытная деятельность: предполагает обучение детей элементарным здоровьесберегающим технологиям; беседы с детьми по теме “Здоровье”, дидактические, подвижные игры по данной теме; опытно-экспериментальную деятельность с детьми.
  6. Работа с родителями.

Задачи: привлечь родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом в работе по сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников и создания условий комфортного пребывания детей.

Перспективный план на 2005 – 2006 уч.г.
занятий познавательного цикла “Познай себя”, совместно-практической и опытной деятельности с дошкольниками старшей группы, работы с родителями

Цель: содействовать становлению культуры здоровья воспитанников ДОУ.

Задачи:

  • расширять и углублять знания детей о строении своего тела, о необходимости ухода за ним, о системе закаливающих процедур, о значимости естественно-природных условий, о полезности питания и об охране своей жизни и здоровья;
  • сформировать культурно-гигиенические навыки.
  • обучать детей элементарным здоровьесберегающим технологиям (самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и т.п.).
 

Цикл познавательных занятий

Совместно-практическая, опытная деятельность

Цикл интегрированных оздоровительных занятий (досугов, развлечений)

Работа с родителями

ДЕКАБРЬ

“Слушай во все уши!”

Цели:

  • дать знания об органах слуха,
  • уточнить, что уши по форме у всех разные;
  • учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков;
  • закрепить знания и правила ухода за ушами;
  • соблюдение шумового фона
1. Беседа с детьми “Телевизор: хорошо или плохо?”

Цель: воспитывать у детей привычку беречь зрение и соблюдать правила по охране зрения.

2. Подвижные и дидактические игры:

  • Поиск сокровищ
  • Птичьи песни
  • Что это за звук
  • Определи по звуку
  • Угадай, кто позвал?

Цель: развивать слух, слуховое внимание, учить различать звуки.

3. Дидактическая игра “Ухаживаем за ушами”

Цель: закрепить знания детей о правилах ухода за ушами.

4. Обучение элементам самомассажа ушной раковины (по китайской медицине)

(М.Ю. Картушина “Зеленый огонек Здоровья” № 10, с.69)

“Зайчик”

Цели:

  • обучить детей элементам самомассажа ушной раковины.
  • Закрепить знания о повадках зайца.
  • Развивать мышление.
  • Прививать умение ориентироваться в пространстве.
Консультации:
  • “Боль в ушах” с приглашением врача отоларинголога
  • “Музыкотерапия – как способ укрепления психического здоровья детей”
  • “Гигиенические требования к одежде и обуви детей дошкольного возраста”

ЯНВАРЬ

“Смотри во все глаза!”

Цели:

  • дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
  • познакомить детей с элементарным строением глаза;
  • воспитывать чувство сострадания к слабовидящим людям, желание оказать им помощь;
  • привести к пониманию, что зрение необходимо беречь ( о работе с компьютером, просмотр телепередач);
  • закрепить знания о правилах ухода за глазами.
1. Предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: гимнастика для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного.

2. Разучивание упражнений для профилактики нарушения зрения с использованием элементов методики йогов.

(М.Ю.Картушина “Зеленый огонек Здоровья”,занятие № 18, с.113)

3. Беседы по теме “Зрение” + дидактические и подвижные игры:

  • “Рассмотри куст” – тренировать наблюдательность, зрительную память;
  • “Найди одинаковые предметы” – тренируем представления детей о пространстве и расстоянии
  • “Фотограф” – на развитие зрительной памяти.
“Рождество”

Цели:

  • разучить упражнения для профилактики нарушения зрения с использованием элементов методики йогов.
  • Познакомить с историей возникновения праздника Рождества Христова.
  • Воспитывать уважение и интерес к народным традициям.
Консультации:
  • “Если ребенок слишком много смотрит телевизор”
  • “Комплекс упражнений для глаз”
  • “ Близорукости и ее предупреждение”

Новогодний праздник “Здоровья” совместно с родителями.

ФЕВРАЛЬ

“Чтобы зубы были крепкими”

Цели:

  • продолжать знакомить с правилами личной гигиены;
  • закрепить правила ухода за зубами и полостью рта.
  • Рассказать о пользе употребления кисло-молочных продуктов (употребление Са).
  • Профилактика кариеса.
1. Массаж десен

Цель: обучение детей элементам самомассаж десен для профилактики парадантоза

2. Конкурс рисунков “Праздник здоровой улыбки”

Цель: воспитывать привычку ухода за полостью рта, посредством изобразительной деятельности.

3. Формирование КГН: уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой

4. Эксперимент с яичной скорлупой.

Цель: показать значение использования зубной пасты для профилактики кариеса

5. Ледяно-саночный поход в пойму реки Китой.

6. Чтение художественной литературы: К. Чуковский “Айболит”

Цель: воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью.

“Брат мой в Армию идет”

Цели:

  • разучить точечный массаж по методике А. Уманской.
  • Воспитывать ловкость, выдержку, внимание.
  • Расширять знания детей о родах войск.
  • Закрепить умение детей согласовывать движения с музыкой.
1. Участие родителей в ледяно-саночном походе.

Цель: привлечь родителей к проведению похода; воспитывать культуру здорового образа жизни в семьях воспитанников; способствовать развитию эмоционального контакта между родителями и детьми.

2. Консультации:

  • “Какая паста нужна вашему ребенку” (о важности использования зубной пасты с учетом местного региона).
  • “Кариеса можно избежать” (журнал “Дошкольное воспитание № 11 / 2003г., с.121)

Диагностический лист по определению уровня сформированности элементарных представлений о строении тела человека, навыков по уходу за ним, знаний о правилах охраны и укрепления здоровья

Критерии

Ф.И.ребенка

Средний балл

     
  • Умение следить:
    • за чистотой тела
    • за опрятностью одежды
    • за аккуратностью прически.
       
  • Умение самостоятельно чистить зубы
       
  • Знания о пользе кисло-молочных продуктов. Знания о профилактике кариеса.
       
  • Понимание значимости ухода за полостью рта.
       
  • Умение следить за чистотой ногтей.
       
  • Умение при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
       
  • Уметь быстро, аккуратно одеваться и раздеваться
       
  • Умение самостоятельно соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенном месте).
       
  • Умение опрятно убирать постель.
       
  • Умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом).
       
  • Умение аккуратно есть.
       
  • Знания о строение человеческого тела: скелет и мышечный корсет.
       
  • Знания о правильной осанке, профилактике ее нарушения.
       
  • Умение сохранять правильную осанку за столом.
       
  • Имеют представления о плоскостопии
       
  • Знания о причинах возникновения плоскостопия.
       
  • Знания о способах профилактики плоскостопия.
       
  • Знания об органах слуха.
       
  • Знания правил ухода за ушами и правил охраны слуха.
       
  • Умение самостоятельно проводить самомассаж ушных раковин.
       
  • Знания о том, что глаза – один из основных органов чувств человека.
       
  • Элементарные знания о строении глаза.
       
  • Знания о правилах ухода за глазами и правил охраны зрения
       
  • Знания о приемах профилактики нарушения зрения: гимнастика для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного, методика йоги и др.
       
  • Знания об одном из пяти чувств – обонянии
       
  • Элементарные знания о строении и функциях органа обоняния человека.
       
  • Знания правил охраны и ухода за органом обоняния.
       
  • Умение проводить профилактическую работу по предупреждению ОРЗ: промывание носа, точечный массаж, дыхательные упражнения и т.д
       
  • Элементарные представления о дыхании человека.
       
  • Знания о роли воздуха и органов дыхания.
       
  • Сформированность навыка правильного дыхания
       
  • Знания и понимание значимости комплекса оздоровительных мероприятий ( закаливание, коррегирующая гимнастика, утренняя гимнастика, разные виды массажа и т.д.)
       
  • Умение самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь и атрибуты при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, для дидактических игр на прогулке, в повседневной жизни.
       
  • Осознание ребенком бережного отношения к своему телу.
       
  • Эмоциональное отношение к оздоровительным мероприятиям:
  • с желанием – 3 б.
  • иногда – 2 б.
  • отсутствует – 1 б.
       

Критерии:

  • 1б. – отсутствуют.
  • 2б. – недостаточные
  • 3б. – имеются

Уровни:

  • Высокий от 111 б. до 93 б.
  • Средний от 92 б. до 56 б.
  • Низкий от 55 б. до 37 б.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4