Урок по теме: "Математика на службе биологии"

Разделы: Математика


Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по этой теме, их умения и навыки, применить эти знания в простейших ситуациях на уровне воспроизведения.

2. Воспитать внимание, трудолюбие, самостоятельность в работе.

Оборудование:

Плакаты с высказыванием ученых, кроссворд, оформление уголка для рекламы, карточки-задания с тестами, карточки-заготовки для рисунков.

Ход урока

Математика давно и прочно вошла в нашу жизнь. Она пронзила все технические науки (физика, химия, техника) и не только. Даже существует такая наука как “математическая лингвистика”. Сегодня мы попробуем разобраться, как математика может служить биологии, чем она ей помогает и как связана с ней. – читаем высказывание на плакате (над доской).

Слово учителю биологии (выступление 7-9 мин.).

Из выступления учителя биологии составили уравнение и обнаружили, что жертвы и хищники должны существовать вечно.

– Итак, ребята, какое слово чисто математическое произнесла учитель биологии? (уравнение) А теперь попробуем выяснить, какое слово, важное для уравнения и в биологии находит применения.

На доске кроссворд:

  1. Чем отличаются противоположные числа?
  2. Число, показывающее положение точки на прямой.
  3. Какие точки (числа) находятся слева от начала отсчета?
  4. Какие точки (числа) находятся справа от начала отсчета?
  5. Какое число не относится ни к положительным ни к отрицательным?
  6. Расстояние то начала отсчета до точки на координатной прямой.

Итак: какое ключевое слово? – “корень”

5. Дети дают определение корня в биологии, математике.

Сегодня мы посмотрим только один раздел биологии “семя”

Наступает весна, в магазине появилось много различных сортов семян для посадки. Какие из названий математические? (дети перечисляют)

Итак, сорт свеклы “цилиндра” Рекламная пауза (дети ее разыгрывают).

Продолжаем разговор о семенах. Какие из данных чисел могут быть точными, а какие округленными?

1) В пакете 4 гр семян (точно).

2) В пакете около 100 шт семян (примерно)

3) Для прорастания семян необходимо 5 дней (примерно)

4) При прорастании семян взошло 100 шт (точно)

5) Из 40 семян взошло 30 (точно)

Ребята дома проращивали семена и выполняли задание (фасоль, горох, бобы, кабачки). Выступают ребята, показывают проращенные семена и задают задачи классу. Например: За сутки семя вырастет на 2/5см. Посчитайте, на сколько вырастет семя за один летний месяц (30 дней), (12 см)

Родители готовят ящики для посева. Нужно сколотить ящик, похожий на геометрическую фигуру (прямоугольный параллелепипед) и засыпать его землей, но оставить место для полива.

Итак, задача: высота ящика – 17см, ширина – 20см, длина – 50см. Какой объем земли потребуется?

12. Загадка: одно бросил – целую горсть взял (зерно).

Перейдем к большим площадям посева. Пол минуты смотрим на таблицу:

Нормы высева семян на 1 га.

Сельхоз. культура Вес семян, кг
пшеница 240
овес 220
кукуруза 40
гречиха 70
морковь 5
свекла 16
турнепс 30
горох 180

Вопросы:

  1. имеется 41кг кукурузы, хватит ли чтобы засадить 1 га земли.
  2. 440кг овса. Какую площадь можно засадить?
  3. Участок 5га надо засеять морковью, сколько потребуется семян?
  4. Сколько семян надо заготовить, если под пшеницу отведено 2га, под гречиху –1га, свеклу –пол га. (558 кг).
  5. Сколько гороха необходимо, чтобы засеять поле прямоугольной формы, длина которого 500 м, ширина 40 м.

S = 500*40 = 20000 (м2) = 2га (2*180=360кг)

Задача:

1) Норма высева семян свеклы 4/25ц на 1га, проса –на 0,09ц больше, чем свеклы, гречихи на 9/20ц больше, чем проса. Какова норма высевы гречихи на 1га?

2) Тракторная бригада вспахала в первый день 4/15 всего поля, во второй день на 2/15 всего поля больше, чем в первый, а в третий на 1/5 всего поля меньше, чем во второй день. Какую часть поля вспахала бригада за три дня? (13/15ч)

После решения задач переходим к работе с тестами (у каждого на парте)

Тест.

1. Это кусок дерева. Сколько граней имеют форму прямоугольника?

а) 1,
в) 2,
с) 3,
d) 5

2.

На столе лежат овощи. Используя диаграмму записать количество каждого овоща.

В трех мешках зерна и одно зерно фасоли. Из какого мешке, не заглядывая внутрь, надо вынимать зерна, чтобы вероятность вынуть фасоль была наибольшей?

a) из 15,
в) из 50,
с) из 100,
d) из любого.

Заканчивая урок, давайте попробуем из геометрических фигур (каких?) сделать рисунки, связанные с биологией.

Итог урока.