Урок-игра на тему: "Восхождение на пик Производной"

Разделы: Математика


I. Цели и характеристика игры

Цели игры.

  1. Повторение учебного материала.
  2. Проверка усвоения вопросов теории и умения решать задачи.
  3. Выявление того, что не усвоено, с целью последующей корректировки.
  4. Воспитание устойчивого интереса к изучению математики.
  5. Воспитание ответственности и серьезного отношения к занятиям.

Урок-зачет по теме “Производная и ее приложения” проводится в форме дидактической игры “Восхождение на пик производной”.

Преимущества такой проверки знаний теории и практических навыков:

1) каждый учащийся несет ответственность за всю команду;

2) слабые учащиеся чувствуют себя уверенно, так как рядом с ними опытные товарищи;

3) если при решении какого-либо упражнения была допущена ошибка, есть возможность ее исправить, что невозможно в обычной самостоятельной работе;

4) игра позволяет развить интерес к изучению математики. Особенность игры – ее многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач.

II. Правила игры

Учащиеся класса делятся на три команды.

Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображен пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами (рис. 1). Привалы (их 8) пронумерованы, старт обозначен флажком. Сбоку на планшете находятся карманы (они также пронумерованы), в которых находятся карточки с заданиями для каждого привала.

Команды с капитанами занимают старт – исходную базу. Капитаны по очереди бросают игровой кубик (рис. 2, 3). Команды выполняют задания, выпавшие для них на верхней грани кубика, и определяют число, указывающее, на сколько ходов нужно сместиться. Продвижение по маршруту отмечают цветными флажками. На каждом привале команды выполняют задания (число заданий определяется числом членов команды), взятые из соответствующего кармана (например, на третьем привале – из кармана 3), что дает право на следующий бросок кубика. На некоторых привалах команду ожидает сюрприз-неудача.

Так, на карточке, относящейся к привалу 2, написано: “Туман, снегопад, команде вернуться на базу”; на карточке к привалу 5: “Ожидается сход лавины, срочно спуститься на один переход”. В этом случае альпинисты-ученики должны следовать указаниям и “выполнить отходный маневр”. На каждом привале учитель проверяет правильность выполнения задания. Если все задания выполнены верно, команда очередной раз бросает кубик. Если в решении или при ответе на вопрос допущена ошибка, то члены команды должны ее исправить. Выигрывает команда, которая раньше других поднимется на “пик Знаний”.

Привал 1. “Ромашка”.

Проверка умения находить производные функции. Команда получает яркую бумажную ромашку, на обратной стороне лепестков которой содержатся задания на нахождение производной. Каждый член команды отрывает лепесток и находит производную.

Привал 2. “Касательная”.

Командам выдаются карточки с заданиями, при решении которых необходимо знать геометрический смысл производной и уметь его применять.

Привал 3. “Физика”.

Предлагаются задания на выявление умения применять производную при решении физических задач.

Привал 4. “Функции”.

Проверка умения исследовать свойства функций с помощью производной. Всем членам команды дается карточка с заданием исследовать функцию и построить ее график.

Привал 5. “График”.

Проверка умения учащихся указать свойства функции по характеру изменения графика функции.

Привал 6. “Меткий стрелок”.

Имеется мишень, представляющая собой три концентрические окружности: красную, зеленую, синюю. Любой член команды стреляет в нее из пружинного пистолета или дротика. Цвет круга, в который попал снаряд или дротик, определяет цвет конверта с заданием.

Привал 7. “Теория”.

Проверка знаний формулировок определений, теорем, свойств, алгоритмов.

Привал 8. “Эстафета”.

Посвящен основным формулам темы. На полоске бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо одной какой-либо величины вырезан квадрат (рис. 4). Эта полоска наложена на чистую, и вместе они свернуты в трубочку – эстафетную палочку. Ведущий вручает ее первому члену команды, тот заполняет пустую клетку (на полоске-подложке) в первой формуле, передает товарищу и т. д. Уровень сложности карточек должен быть одинаковым.

В конце урока учитель подводит итоги игры. Называется команда-победитель.

 

Задания