Урок математики в 5-м классе по теме: "Приключения Робинзонов на необитаемом острове" (действия с натуральными числами)

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепление умений и навыков выполнения арифметических действий с натуральными числами, решения текстовых задач;
  • развитие сообразительности и внимательности;
  • воспитание дружеских отношений в классе и чувств сопереживания друг другу.

Задачи урока:

  1. Развивать умение записывать примеры под диктовку, объяснять ход решения.
  2. Развивать математическую речь.
  3. Показать связь математики с другими областями знания и применение математики в быту.

Ход урока.

1. Организационный момент урока.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами вместе с героем книги Даниэля Дэфо отправимся в путешествие, в котором попробуем применить ваши математические знания и умения.

Читали ли вы книгу? Что вы знаете о Робинзоне Крузо?

Цитата из книги: “С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и, не отрывая глаз, рассматривал корабли, проходившие мимо”.

Родителям это не нравилось, отец хотел, чтобы он был важным чиновником, служил в королевском суде и получал большое жалование. Но Робинзон мечтал о море. И вот в недобрый час он сел на корабль, отправлявшийся в Лондон.

Когда же это произошло? Для того чтобы ответить на этот вопрос. Выполните следующие вычисления. (Выполняются по рядам.)

Мы с вами подобно Робинзону каждый год 1 сентября отправляемся в увлекательное путешествие по океану знаний.

Что же произошло дальше с путешественником? После многочисленных приключений Корабль Робинзона Крузо потерпел кораблекрушение, и Робинзон оказался на необитаемом острове.

Оказавшись на берегу, нам необходимо разведать обстановку, а также развить свои личностные навыки и умения. В этом нам помогут уравнения. (Учащиеся получают карточки с уравнениями, которые они должны решить, а затем записать решения уравнений на доске по порядку, от простого к сложному)

  1. 54 · х =162
  2. а : 5 = 36
  3. 826 – 14х = 770
  4. 48у – 13у=105
  5. 7х+х+27=99.

Таким образом, мы с вами прошли путь от простого к сложному. По такому пути легче всего развиваться личности человека.

Теперь, когда мы потренировались, мы можем завоевывать территорию, но на пути нам встретятся трудности, которые мы должны преодолеть. Для того, чтобы победить, нам необходимо решить примеры. Один правильно решенный пример – это побежденная трудность. Примеры буду давать вам я. (Диктуются примеры. Дети все вместе записывают их в тетрадях. После записи приступают к решению примеров (2 мин). Затем сверяются выражения и ответы.)

1. Произведение чисел 15 и 9 уменьшить на 101. 15 · 9 -101=34

2. Сумму чисел 405 и 119 уменьшить в 2 раза. (405+119):2=262

3. Суму 110 и произведения 12 и 5 уменьшить на 100 (110+12·5)-100=70

Мы победили трудности, также как и Робинзон Крузо.

А что же произошло с ним дальше?

“Вскоре после того, как я поселился на острове, мне вдруг пришло в голову, что я потеряю счет времени и даже престану отличать воскресение от буден…”.

Чтобы не потерять чувство времени и не сойти с ума потренируем свои мозги устным счетом. Вам необходимо упростить выражения. (Найти соответвующие карточки.)

Справившись с тоской и унынием, мы, как и Робинзон должны наладить свою жизнь на необитаемом острове, т.е. построить жилье, готовить пищу, лечиться от болезней и т.д.

Насколько вы готовы к этому, покажет ваше решение предложенных задач.

Самостоятельная работа учащихся (по карточкам) – решение задач.

  1. Смесь тропических фруктов состоит из 3 частей бананов и 5 частей манго и имеет массу 48 кг. Сколько килограммов бананов в данной смеси?
  2. Для приготовления лекарства от кашля необходимо взять смесь, состоящую из 4 частей фенхеля, 3 частей мяты и 5 частей аниса. Сколько грамм каждой травы нужно взять, чтобы приготовить 600 г такой смеси?
  3. Для приготовления варенья из абрикосов на 2 части абрикосов берут 3 кг сахара. Сколько абрикосов и сахара необходимо взять для приготовления 7 кг 500 г варенья?
  4. Для приготовления строительной смеси берут 2 части песка, 3 части животного клея и 6 частей воды. Сколько кг компонентов нужно взять, чтобы приготовить 22 кг строительной смеси?
  5. Для приготовления тропического коктейля берут 2 части сока ананаса, 4 части кокосового молока. Сколько мл каждого продукта нужно взять для приготовления 400 мл (2 стакана) коктейля?
  6. В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в 40 т руды?
  7. Бронза содержит (по массе) 41 часть меди, 8 частей олова и 1 часть цинка. Какова масса куска бронзы, если в ней олова меньше, чем меди на 132 г?

Побродив по острову, мы нашли сундук с сокровищами, которые бросили пираты. Когда-то его наполняли такие же дети, как вы. Они получали за каждое правильное решение по драгоценности, которые потом складывали в этот сундук. После того, как дети заполнили этот сундук, они повесили на него замок – заклятье. Чтобы достать из сундука драгоценности, нужно решить пример. Так что, сколько драгоценностей вы сможете добыть из сундука, зависит от вашей сообразительности. За каждый правильно решенный пример вы сможете достать из сундука 1 драгоценность. На каждую группу (по 2 парты) вам дается 3 примера. Вы между собой их делите и решаете. Когда вы решите все примеры, кто- нибудь из вас выйдет и найдет среди чисел на жетонах ваши ответы.

1.

14324+24157

4327+3527-5827

7·(5+108)

2.

36248-36148

5827+5863-5828

9· (5+109)

3.

289315+211315

3937 – 1837 + 6937

5· (303 - 10)

4.

647243 – 243447

5649 + 2749 – 8349

8· (5+306)

5.

367287 + 287133

3424 – 1724 + 8324

3· (206-9)

Подведение итогов.

В конце урока обсудить с детьми, что же помогло им в течение урока. Похвалить за работу. Дать домашнее задание – выполнить тест в тетрадях с печатной основой.

Также собрать и проверить тетради, выставить активным учащимся оценки.

А чем закончились приключения Робинзона Крузо, вы узнаете, прочитав книгу Даниэля Дэфо “Робинзон Крузо”.