Информационные технологии на уроках экономики

Разделы: Экономика


В современных условиях развития науки и техники значительно расширились возможности использования научно-технических достижений в сфере образования. Особенно большие возможности появились в связи с всеобщей компьютеризацией. Сегодня практически любая школа использует компьютеры в образовательном процессе. Появилась возможность и необходимость обобщения и распространения опыта использования компьютерных технологий в подготовке и проведении обычных уроков практически по всем предметам.

Предлагаю вашему вниманию разработку урока по предмету “Рыночная экономика” с применением простейших компьютерных технологий. Для проведения уроков в предлагаемом мной варианте в школе необходим хотя бы один класс с компьютером и компьютерным проектором.

Тема урока: “Сущность и значение элементов рыночной экономики”.

В программе Power Point оформляю необходимое количество слайдов по данной теме урока. Проведение урока в такой форме имеет многие преимущества перед уроком простой традиционной формы.

Во первых – к каждому слайду, по необходимости, можно вернуться в любой момент.

Во вторых – в слайде текстом выделены те тезисы, которые являются главными по данному вопросу.

В третьих – текст, благодаря анимации, появляется в нужный момент. До появления текста – вывода можно с учащимися вести беседу, подводя их к данному выводу. Наличие текста на экране дает возможность всем учащимся грамотно сделать записи по конкретному вопросу.

В четвертых – слайд по данному вопросу дополняется какими-то рисунками, что обеспечивает наглядность и разнообразит обстановку на уроке.

В пятых – цветовое оформление акцентирует внимание учащихся и, более того, обеспечивает эстетическое воспитание учащихся.

В шестых – применение учителем программы Power Point обеспечивает возможность дать задание ученикам подготовить какой-либо вопрос в такой же программе. Перечислять достоинства и преимущества применения данной программы на уроке можно и дальше, в зависимости от возможностей конкретного компьютера и богатства фантазии учителя и учеников.

Конкретно по слайдам и ходу урока следующий комментарий. Слайд № 2 – тема урока. Слайд № 3 – план урока.

Слайд № 4 – цели урока; я считаю целесообразным ставить перед учащимися цели – чему мы должны научиться, что освоить на этом уроке.

Слайд № 5 – изучение первого вопроса темы урока. Предложенный мной вариант сначала выделяет определение понятия – механизм рыночной экономики. Более того, понятие дополняется схемой, которая позволяет учащимся увидеть этот механизм. (Свой взгляд на предложенный мной порядок элементов я раскрою ниже).

Слайд № 6 – характеристика элемента – производство и его значение в рыночной экономике. Слайд дополняется рисунками, показывающими многообразие результатов производства. Более подробно сущность, формы и структура производства изучаются на последующих уроках.

Слайды № 7 и 8 характеризуют обмен. Эти и последующие слайды дополнены рисунками для наглядности и активизации внимания учащихся.

Слайды № 9 и 10 характеризуют элемент рыночной экономики – распределение. При обсуждении данного вопроса обращаю внимание учащихся на возможность большого количества посредников, но, в конечном итоге, выгодность для покупателя – потребителя покупки товара.

Слайды № 11-15 обеспечивают возможность рассмотреть на уроке важный элемент рыночной экономики – потребление. Акцентируется внимание на том, что по мере удовлетворения потребностей, они либо возникают вновь, либо даже возрастают, что вызывает необходимость восстановления исчезнувших в ходе потребления благ или создания новых, более совершенных.

В результате этого обеспечивается возможность логичного перехода к следующему элементу рыночной экономики – производство и взаимосвязи этих двух важнейших элементов. Слайды № 16 – 17.

Обращая внимание учащихся на взаимосвязь потребления с производством, необходимо выделить мысль о том, что эта взаимосвязь обеспечивает прогрессивное развитие общества в создании различных благ, а значит, и в расширении потребностей человека (слайд № 17).

 

При закреплении материала на уроке можно использовать слайды № 18 и 19. Можно при закреплении применить и другие формы или вопросы.

Слайд № 20 необходим для того, чтобы еще раз продемонстрировать действие механизма рыночной экономики при закреплении материала.

Слайд № 21 – это задание на дом, что также может быть использовано учителем в различных вариантах.

Приложение
(компьютерная презентация без иллюстраций, поскольку в соответствии с Положением объем приложений не должен превышать 200 Кб)