Урок-игра "Путешествие на планету Компик"

Разделы: Информатика


Раздел программы: Устройство ЭВМ.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: Игра “Путешествие на планету “Компик””.

Цели урока:

  • закрепление понятий “Монитор”, “Процессор”, “Клавиатура”, “Манипулятор Мышь”;
  • закрепить знания учащихся об устройстве компьютера.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепление знаний по устройству компьютера;
  • проверка умений работать на компьютере;

развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и наглядно – образного мышления;
  • Развитие умения анализировать, делать выводы

воспитательные:

  • формирование активности;
  • воспитание культуры работы в группах;
  • развитие творческой активности учащихся;
  • воспитание самостоятельности в работе.

Оборудование урока:

  • компьютеры IBM PC Pentium IV с операционной системой MS Windows XP и операционной системой MSDOS программой Роботландия версия 1.2 1996года;
  • мультимедийный проектор;
  • две картинки, разрезанные на кусочки (фото компьютера);
  • листы с практическими заданиями для команд;
  • поощрительные жетоны “Космические Звезды”;
  • флажки.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

  1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглов О.В. Информатика 1. М.: Просвещение, 2001
  2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 5 класс. – СПб.: Питер, 2006.

План урока:

  1. Организационный момент –1 минута.
  2. Актуализация знаний – 3 минут.
  3. Проверка домашнего задания – 5-7 минут.
  4. Игра “ Полет на планету Компик” – 30-35 минут.
  5. Домашнее задание – 2 минуты.

На урок приглашаются гости, которые будут представлять жюри.

Учащиеся разбиваются на две группы, “Экипажи”. Садятся вокруг стола, который будет являться “Космическим кораблем”. На столах заранее раскладываются все необходимые принадлежности: маркеры, карандаши, альбомные листы, флажки. В течение игры будут разные задания, которые команды должны выполнить. Чтобы получить право первым отвечать на вопрос команда должна первой поднять флажок. Правильные ответы награждаются жетончиками, “Космическими Звездами”. Выигрывает та команда в конце игры, у которой больше “Космических Звезд”. Победители получают оценку “5”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Контроль отсутствующих.

II. Актуализация знаний

Постановка учителем вопросов и ответы детей:

– Кто может сказать из каких частей состоит компьютер?

– Какие устройства дополнительно можно подключить к компьютеру?

– Какие возможности появляются у пользователя, если к компьютеру подключены колонки, принтер?

За что отвечают основные части компьютера?

III. Проверка домашнего задания

IV. Игра “Полет на планету Компик”

Ребята сегодня на уроке присутствуют гости, инопланетяне, которые пригласили нас на свою планету “Компик”, но пустят они не всех, а только ту команду, которая победит. Столы, за которыми вы сидите, будут нашими космическими кораблями, ну а чтобы попасть на заданную планету вам необходимо выполнить ряд заданий, которые приготовили нам инопланетяне, чтобы проверить наши знания. Они сообщили, что каждое правильно выполненное задание награждается “Космической Звездой”, а по прибытию на планету они примут тот экипаж, у которого будет больше наград.

Задание 1. (На задание дается 3-4 минуты). Дома вы должны были придумать стихотворения про компьютер, сейчас выберите самое лучшее и прочитайте его нам, а жюри определит чье стихотворение лучше.

Мой компьютер просто класс!
Я играю целый час.
Игры, ребусы, задачи –
Все придумали для нас.
Не играть я не могу,
Я компьютер свой люблю.
Научусь печатать я
Будет рада вся семья.
Много разных есть программ
Для детей и пап и мам.
Это умная машина
Пригодится нам всегда:
Быть хорошим инженером
Или строить города.

* * *

Механизм в машине разный
Есть процессор, провода.
Много в ней и информаций,
Много книжек где слова
Много дел с машиной этой,
Много радости, хлопот.
Но потом поймешь ты это,
Как легко с машиной этой
Без нее прольется пот

* * *

Знать компьютер очень важно
Как, когда, куда нажать.
А для этого ребята
Весь компьютер надо знать!

Задание 2. (На задание дается 3-4 минуты). На проекторе появляется рисунок пронумерованных составных частей компьютера. Ваша задача записать название этих частей на карточке. Правильность каждого ответа поощряется “Космической Звездой”. За этот конкурс вы можете получить 4 жетона.

Рисунок 1

Задание 3. (На задание дается 5 минут). В третьем задании необходимо заполнить пропуски в карточках. (Командам раздаются карточки с заданием). За выполнение этого задания вы можете получить 4 жетона.

Оценивание: правильность выполнения каждого задания поощряется одной “Космической Звездой”.

1) Человек вводит информацию в компьютер при помощи ___________________________ и ______________________________ .

2) Обработку информации в компьютере осуществляет ______________________________

______________________________ .

3) Увидеть результат компьютера можно на _______________________________________.

4) ___________________________________________________ компьютера предназначен для хранения информации.

Рисунок 2

Задание 4. (На задание дается 3-4 минуты). Каждой команде раздаются конверты с фрагментами рисунка (мозаика). (Рисунок 3 разрезается на указанные части). Задача каждой команды собрать этот рисунок и на доске записать получившиеся слова.

Оценивание: 1 “Космическая Звезда” дается за правильность сборки рисунка из деталей и 1 “Космическая Звезда” за быстроту и правильность написания слов.

Рисунок 3

Задание 5. (На задание дается 2 минуты). Отгадай загадки.

Оценивание: за правильное выполнение задания присуждается “Космическая Звезда”.

1) Напишу и сосчитаю, 2) Умная, послушная,
И ошибку укажу, К сыру равнодушная,
Я и музыку сыграю, Кота не раздражает
И картинку покажу… Хозяев уважает,
Я хотя росточком мал, По коврику гуляет,
Но большой универсал! Хвостиком виляет,
Что это? Курсором управляет.
Ответ:_____________________ Ответ:____________________

Задание 6. (На задание дается 3-4 минуты). Дана схема части клавиатуры компьютера. Задача команд раскрасить клавиши по инструкции.

Оценивание: правильное выполнение задания – “Космическая Звезда”.

А) 1. Раскрась синим клавиши с буквами

А, Г, Е, К, М, Н, О, П, Р, Т, Ь.

2. Раскрась красным клавиши с буквами

Б, В, Л, С, У, Ш.

3. Раскрась зеленым клавиши с буквами

Д, Ц, Ч, Щ, Ы, Ю.

4. Раскрась желтым клавиши с буквами

Ё, Ж, З, Й, Ф, Х, Ъ, Э, Я.

Рисунок 4

Задание 7. (На задание дается 10 минуты). В приведенной схеме необходимо соединить цветными линиями название устройства и название действия, которое оно выполняет.

Оценивание: в этом задание за каждую правильную линию экипаж получает по “Космической Звезде”.

Рисунок 5

После выполнения этого задания необходимо выполнить два задания на компьютере. В программе Роботландия/Тренажеры/Компьютер (программа включается заранее), чтобы проверить правильность выполнения задания 5.

  1. В первом задании с клавиатуры вводятся действия, которое выполняет та или иная часть компьютера.
  2. Во втором задании с клавиатуры необходимо ввести часть компьютера, которая выполняет данное действие.

V. Домашнее задание.

На альбомных листах нарисовать красочный компьютер.