Интегрированный урок по геометрии и русскому языку в 8-м классе на тему: "Четырехугольники. Причастие"

Разделы: Математика, Русский язык


ФОРМА УРОКА: повторительно-обобщающий урок

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • обобщение и систематизация сведений о четырёхугольниках и применение полученных знаний по русскому языку и геометрии в нестандартной ситуации

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • -воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе

3. РАЗВИВАЮЩИЕ

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык
  • развитие умения аргументировать, доказывать
  • развитие умения задавать уточняющие вопросы
  • развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях
  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать

Ход урока

1. Огранизационный этап. (2мин)

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

2. Этап всесторонней проверки знаний. (12мин)

1. Кроссворд “Ассорти” Приложение1

Учитель математики:

Откройте тетради, запишите: (дата). Классная работа. Тема: “Четырехугольники. Причастие”.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках и применить полученные знания по русскому языку и геометрии в нестандартной ситуации.

А начнём мы наш урок с кроссворда.

(Презентация кроссворда)

Учитель русского языка: Ребята, прочитайте слово, получившееся в выделенном столбце? (ассорти)

А что означает “ассорти”?

(Ответы учащихся).

А теперь заглянем в толковый словарь.

Ассорти - специально подобранная смесь чего-либо; набор.

И наш урок своеобразная “смесь” двух предметов геометрии и русского языка.

Откройте тетради, запишите (дата), классная работа.

Сейчас мы напишем терминологический диктант. Два ученика у доски, остальные на месте. Работа по вариантам.

2. Терминологический диктант

1 вариант 2 вариант
1 четырехугольник 1 вершина
2 противолежащий 2 диагональ
3 сторона 3 параллелограмм
4 пересечение 4 прямоугольник
5 биссектриса 5 секущая
6 трапеция 6 полусумма
7 параллельный 7 треугольник
8 пропорциональный 8 основание

3. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями.

4. Проверка с объяснением орфограмм.

Вопросы и задания учителя русского языка:

1. Найдите слова, в которых можно определить время и вид. (Противолежащий, секущая).

2. Какой частью речи они являются? (Причастиями).

3. Что обозначает причастие как часть речи? (Признак предмета по действию).

Учитель математики:

3. Какие геометрические термины мы можем охарактеризовать словами “противолежащий

(-ая)” и “секущая”? (сторона, угол, прямая).

3. Геометрическая эстафета. (15мин)

Учитель математики:

Устно решите задачи, в которых встречаются данные причастия.

1. В ромбе сумма двух противолежащих углов равна 132?. Найдите градусную меру каждого из этих углов. (66?).

2. Через две параллельные прямые а и в под углом 90? проведены секущие с и d. Расстояния между точками пересечения равны. Определите вид четырехугольника. (Квадрат).

Учитель математики:

Следующую задачу решите самостоятельно в тетради.

(У ученика, первым решившим задачу, спросить: чему равны стороны прямоугольника и его периметр?).

3. Из угла А прямоугольника АВСД проведена биссектриса, делящая сторону ВС на отрезки ВМ=3см и МС=5см. Найдите периметр прямоугольника.

(ВС=8см, АВ=3см, СD=3см,АD=8см Р=22см).

Учитель русского языка: Вы решили геометрическую задачу с Еленой Ивановной. Молодцы. А теперь на материале этой задачи решим задачу лингвистическую.

(Ученикам раздаются карточки).

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их. (В слове проведена пишется одна н, т. к. это кратное причастие. В слове делящая в суффиксе пишется гласная я, т. к. причастие делящая образовано от глагола II спряжения. Запятая ставится после слова биссектриса, потому что это определяемое слово, а за ним следует причастный оборот).

Устно:

Составьте предложение с причастным оборотом используя эту же геометрическую задачу, чтобы:

1) запятая не ставилась;

2) было две запятых.

Сейчас вы убедились, что не все задачи, составленные вами, одинаково красиво и понятно звучали. Поэтому очень важно свою мысль оформить правильно.

Учитель математики: А сейчас решим несколько практических задач и дадим обоснованный ответ, но при этом не забываем о культуре речи.

4. Решение практических задач (5мин)

1. Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то он считал квадрат вырезанным правильно, Надежна ли такая проверка? (Такая проверка недостаточна. Четырехугольник мог выдержать такое испытание, не будучи квадратом, ромб тоже имеет равные стороны).

2. Другой паркетчик проверял свою работу иначе: он мерил не стороны, а диагонали. Если обе диагонали оказывались равными, паркетчик считал квадрат вырезанным правильно. Вы тоже так думаете? (Эта проверка ненадежна. В квадрате диагонали равны, но не всякий четырехугольник с равными диагоналями есть квадрат. Равные диагонали могут быть и у прямоугольника и у равнобокой трапеции).

3. Третий паркетчик при проверке квадратов убеждался в том, что все 4 части, на которые диагонали разделяют друг друга, равны между собой. По его мнению, это доказывало, что вырезанный четырехугольник есть квадрат. А по-вашему? (Этим свойством обладают не только диагонали квадрата, но и диагонали прямоугольника)

4. Швее нужно отрезать кусок полотна в форме квадрата. Отрезав несколько кусков, она проверяет свою работу тем, что перегибает четырехугольный кусок по диагонали и смотрит, не совпадают ли края. Если совпадают, значит, решает она, отрезанный кусок имеет в точности квадратную форму. Так ли это? (Проверка недостаточна. Есть четырехугольники, края которых при перегибании по диагонали совпадут, но все таки это не квадрат. Это может быть ромб или четырехугольник произвольного вида)

5. Другая швея не довольствовалась проверкой применяемой ее подругой. Она перегибала отрезанный четырехугольник сначала по одной диагонали, затем, расправив полотно, перегибала по другой. И только, если края фигуры совпадали в обоих случаях, она считала квадрат вырезанным правильно. Что вы скажите о такой проверке? (Эта проверка недостаточна. Это может быть не только квадрат, но и ромб. Чтобы действительно убедиться, квадратной ли формы отрезанный кусок, нужно кроме того, что сделала белошвейка, проверить также, равны ли диагонали или углы).

5. “Интервью с геометрическими фигурами”. (7мин)

Учитель русского языка:

Сегодня мы имели возможность понаблюдать за тем, что все в мире взаимосвязано. Сейчас вы решали практические задачи и даже незаметно для самих себя решали задачи лингвистические, стараясь грамотно сформулировать свой ответ.

Учитель русского языка:

Действительно, о культуре речи нужно помнить всегда. Красиво говорящего человека приятно и интересно слушать. Не зря в народе есть пословица: “Слово толковое стоит целкового”.

Сейчас мы предлагаем вам послушать интервью. Тема беседы : “Четырехугольники на службе человечества”. У нас в студии семейство четырехугольников. Интервью берет корреспондент “ Математического вестника” Селиверстова Виктория…. .

-Скажите, пожалуйста, как велика ваша семья?

Как Вы вероятно поняли, отец семейства – Я. У меня есть 3 сына: прямоугольник, ромб, квадрат. Вместе с нами живет наша родственница Трапеция.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Я – четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.

- И вас никогда, никто ни с кем не путает?

Нет, конечно, у меня свои признаки?

- Простите, а где Вы служите?

В основном занимаюсь наукой.

- Благодарю Вас. Всего Вам доброго, а теперь разрешите задать несколько вопросов Вашему сыну. Уважаемый товарищ Прямоугольник, Вы похожи по внешнему виду на своего отца, но все-таки между вами наблюдается существенная разница. Не могли ли Вы рассказать нам, в чем она заключается?

С удовольствием. Я – параллелограмм, у которого все углы прямые. Я обладаю следующими свойствами….

- А какую пользу Вы приносите людям?

О себе говорить неудобно, но все-таки оглянитесь вокруг: стены, пол, потолок, поверхность этого стола, футбольное поле, даже записная книжка в ваших руках – все это прямоугольники. Попробуйте-ка построить дом, хоккейную коробку или сделать раму для картины, не зная моих свойств.

- Большое спасибо! Желаю Вам успехов! Извините ,пожалуйста, а как Ваше имя?

Я – квадрат. Мой старший брат частенько посмеивается над моей привычкой много и вкусно поесть, но зато видите, какой я: что вдоль, что поперек, крепкий, устойчивый.

- Да, фигура у Вас действительно внушительная.

А преимуществ сколько! Зная длину только одной стороны – вычислите и периметр и площадь. И у меня целых три определения.

1. Я - прямоугольник.

2. Я - ромб.

3. Я – параллелограмм.

А раз я и прямоугольник, и ромб, и параллелограмм, то обладаю всеми их свойствами.

- И Вы такое же применение в жизни людей находите, как и старший брат?

Ну, может быть чуточку поменьше, но ни наука, ни техника, без меня не обходятся. И в хозяйственных делах я тоже используюсь. Вот в основании мраморных колонн лежит квадрат. А ваши товарищи в шахматы играют, за квадратным столиком сидят, и фигурки по квадратам передвигают. А как меня ребятишки любят! Тетради у них разрисованы голубыми квадратиками: раскрашивают они квадратики – задачи учатся решать: прибавляют, вычитают, умножают синие и красные квадратики.

- Очень Вам благодарны. Желаю Вам отличного здоровья. А, Вы, очевидно младший из семьи?

Да я - ромб. Один школьник на вопрос учителя : “ Что такое ромб?” - ответил: Ромб – это квадрат, которому дали по шее”.

- И это похоже на правду?

Конечно. У нашего отца крутой нрав и рука тяжелая. Дернул я как-то за косичку одну из диагоналей и стал из квадрата ромбом. И сейчас я - параллелограмм, все стороны которого равны, и свойства у меня теперь другие:…………….

В связи со слабым состоянием здоровья я не имею большого хозяйственного значения, но в науке мной пользуются. Любят меня рисовать на тканях художники, используют в узорах ковровщики. А посмотрите на ваш свитер: какие веселые разноцветные ромбики на нем вывязаны! Я уверен, вязальщица отлично знает мои свойства.

- Спасибо! Не обижайтесь на отца. Благодаря ему Вы так радуете глаз людям. Уважаемая дама, скажите и Вы несколько слов о себе.

Меня зовут Трапеция. Я – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны. Главное мое свойство – теорема о средней линии……. .

Зная мои свойства, колхозный бригадир может быстро определить площадь поля, для этого он должен только полусумму длин основания умножить на высоту. А школьные учителя только и думают, как бы, какому-нибудь школьнику задачу про мою среднюю линию подсунуть! А в головоломках всяких: трапеция и трапеция.

- Вы очень интересно о себе рассказали. Непонятно только почему Вы живете в одном доме с параллелограммом и его сыновьями.

Что ж тут непонятного? Дом старый, под снос идет. Я вот в него еще двух племянниц пропишу, а в новом доме мы все благоустроенные квартиры получим.

- Благодарю Вас.

Уважаемые товарищи телезрители. Сегодня вы еще раз имели возможность убедиться, насколько важно знать свойства четырехугольников, и какое значение имеют они в нашей жизни. На этом наша передача закончена.

Всего вам доброго!

6. Работа с пословицами, записанными на плакатах.

Учитель русского языка:

Найдите пословицу, в которой употреблены причастия.

(Сказанное слово - пущенная стрела).

Задание:

1. Объясните написание причастий.

2. Объясните, почему в предложении поставлено тире.

(Сказанное – полное страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида, поэтому в суффиксе пишется –нн- ;

Пущенная – полное страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида пустить, поэтому пишется суффикс -енн-.

Тире в этом предложении стоит потому, что подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже).

7. Итог урока. (2мин)

Учитель математики:

Мы надеемся, что после сегодняшнего урока вы поняли, что знания по русскому языку и геометрии не оторваны от жизни, что они могут помочь при изучении других предметов. Что вы будете более внимательными к использованию грамматических конструкций, научитесь видеть их в научных текстах и будете стараться грамотно формулировать различные утверждения на уроках геометрии.

Выставление оценок.

Учитель русского языка……

Учитель математики……

Задание на дом:

7. Задание на дом. (2мин)

Учитель русского языка:

Составить кроссворд или презентацию по теме “Четырехугольники и причастия”.