Тема урока: "Витамины"

Разделы: Биология


Задачи урока: Дать понятие – “Витамины”, познакомить учащихся с историей открытия и изучения витаминов, рассказать о влиянии витаминов на здоровье и их роли в обмене веществ, разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом.

Оборудование: таблицы: “Витамины”, “Сохранность витаминов в продуктах питания”, для лабораторной работы: штатив, пробирки с веществами (капустный рассол, компот, яблочный сок, лимонный сок), спиртовка, пипетка, крахмальный клейстер.

ХОД УРОКА

На доске запись темы – “ВИТАМИНЫ”.

Учитель: Тема нашего урока – Витамины. В начале урока мы познакомимся с историей открытия витаминов, для чего они нужны в организме. Послушаем сообщения учащихся.

Ученик: В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?” Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали. В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.

Учитель: В природе существует более 20 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно (из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме). Теперь запишем в тетради.

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

Витамины:

  1. Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
  2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Авитаминоз – недостаток витаминов в организме.

Гипервитаминоз – излишек витаминов в организме.

Послушаем сообщения о влиянии некоторых витаминов на здоровье.

Ученик: Витамин С – Аскорбиновая кислота. Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной. Результат оказался благотворным. Сейчас известно, что 100 грамм игл туи содержат 50 мг витамина С. В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Был проведен эксперимент, в результате которого выяснили, что люди получавшие лимоны цингой не заболели. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Ученик: Витамин Д участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Недостаток вызывает болезнь рахит – искривление костей, слабость мышц. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Ученик: Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А содержится в животной пище – масло, сметана, творог, молоко, рыбий жир.

А в растениях (абрикос, морковь, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А . Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Ученик: Витамин К необходим для нормальной свертываемости крови, им богаты капуста, тыква, свекла, печень. Витамин Е влияет на функции эндокринной системы, содержится в кукурузном и подсолнечном масле. Витамин В1 регулирует функции сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной. Его много содержится в мясе, печени, горохе, фасоли. Витамин В2 улучшает зрение, влияет на состояние нервной системы, слизистой оболочки. Его много в рыбе, мясе, яйцах.

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в некоторых продуктах.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

“Определение витамина С в некоторых продуктах”.

  1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
  2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  3. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
  4. Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком.
  5. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.
  6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  1. Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.
  2. Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

Учитель: Рассмотрим таблицу сохранности витаминов в продуктах в процессе хранения. Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Ученики: Вывод – количество витаминов уменьшается.

Учитель: Действительно, количество витаминов с течением времени уменьшается. Например: в 100 г. молодого картофеля содержится 20 мг витамина С , а через 3-4 месяца всего 10 мг. Очень много витаминов исчезает при термообработке. Даже при правильной варке овощей (их нужно закладывать уже в кипящую воду и варить в “мундире”) разрушается до 60 % витаминов. Так что специалисты советуют, помимо хорошо “витаминизированного” питания, принимать в осеннее-зимний период еще и поливитамины. Их разделяют на профилактические – до 50 % суточной дозы (остальное с пищей) и лечебные – 100 % суточной дозы. Многие витаминные комплекс содержат также микроэлементы и минеральные соли необходимые для лучшей усвояемости витаминов. Современные витаминные препараты содержат также экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки и различные ферменты.

Что мешает усвоению витаминов:

  1. Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
  2. Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.
  3. Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
  4. Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
  5. Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
  6. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Закрепление пройденного материала.

Задачи:

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной? (Витамин А)
2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои? (Витамин С)
3. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной? (Витамин А)
4. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту? (Витамин С)
5. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника – снижается свертываемость крови. Почему? (Витамин К)