Природа чтения

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


I. Природа чтения.

Одной из основных задач обучения младших школьников является обучение чтению. В начальной школе особенно важно уделять внимание осознанности читаемого. Ребенок должен изначально понимать, о чем он читает, понимать смысл слова, словосочетания, предложения, текста в целом. Необходимо добиваться правильности, безошибочности чтения. Правильное, осознанное чтение позволит ребенку с первых дней грамотно писать на уроках русского языка. В дальнейшем отработка умения читать целыми словами поможет ученику быстро набрать темп чтения.

Рассмотрим чтение с психологической и психолингвистической точки зрения.

Речь – это язык в действии и общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда мы передаем сообщение, мы говорим или пишем. Таким образом, существуют четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо. Структура речевой деятельности аналогична структуре любой другой деятельности.

Первый уровень – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения у младшего школьника являются желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень деятельности – ориентировочно-исследовательский (аналитико-синтетический), уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. Ученик рассматривает структуру текста (подзаголовок, части) и пытается предугадать события. Эта рабочая часть связана с первичным восприятием текста.

Третий уровень любой деятельности – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает тексты, подчеркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чем же смысл событий и поступков, или выделяет путем анализа главную мысль. Результатом, продуктом действий с текстом становится понимание его смысла.

Итак, предметом речевой деятельности является мысль, а результатом – ее понимание.

Так происходит развитие чтения как субъекта речевой деятельности. Другие виды речевой деятельности – слушание, говорение и письмо имеют ту же структуру и содержательную часть.

Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста. Кроме того, важно, чтобы был четко поставлен речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна и развитая память (долговременная и краткосрочная) и, главное, – мышление, которое необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла. А также требуется развитое внимание. (Приложение 1)

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей я ищу пути повышения качества обучения на своих уроках. Я изучаю опыт ученых, педагогов – новаторов, работающих в этой области, и выбираю оттуда наиболее важные и продуктивные, на мой взгляд, приемы и методы работы по совершенствованию чтения младших школьников.

II. Пути совершенствования техники чтения.

Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слияние техники чтения и пониманием текста.

В начальной школе уч-ся осваивают изучающее чтение, которое требует определенных навыков и понимания текста.

1. Развитие четкости произношения.

Работу по развитию четкости произношения начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, фонетических разминок.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами включаю упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных.

Дети с большим удовольствием находят сами скороговорки, чистоговорки, и даже придумывают свои фонетические разминки и чистоговорки.

2. Технология формирования техники чтения.

Развитие чтения немыслимо без опоры на развитую к шести годам у ребенка устную речь. Используя одновременно звуковой и графический ряд, будем двигаться от абсолютного доминирования звукового ряда как носителя понимаемого сообщения, к доминированию графического ряда в качестве носителя информации.

Первый шаг: Учитель читает текст на экране, проецируемый через проектор, дети молча следят пальчиком.

Второй шаг: По мере автоматизации действия, вместо того, чтобы следить, держа руку на весу, дети начинают следить по книге.

Третий шаг: Теперь предложим ребенку читать шепотом вместе с диктором.

Следующим шагом убирается пальчик, дети следят по тексту одними глазами, читая текст вместе с диктором вслух.

3. Резервное чтение.

Уже в первом классе начинаю применять методику педагога – новатора, академика Академии творческой педагогики, Н.А. Зайцева автора образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность.

С четвертой четверти, когда дети выучили весь алфавит, на всех уроках, не только чтения, в начале урока проводятся пятиминутки чтения:

4. Упражнения, используемые для обучения чтению.

Очень важны упражнения на развитие зрительной памяти. (Приложение 2)

Для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов вводилось упражнение “Угадай”. (Приложение 3), Упражнения на антиципацию частей скороговорок.

5. Выразительное чтение.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.

Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности. Из ряда умений, связанных с анализом текста, можно выделить

  1. Умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, его героев, автора;
  2. Умение представлять в своем воображении картины, события, лица на основе так называемых “словесных картин”;
  3. Умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное отношение
  4. Умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и у читателя.

III. Заключение.

Обучая детей чтению, на соответствующих этапах обучения, применяя методики, разработанные педагогами-новаторами, добиваюсь хороших результатов. Правильное, осознанное чтение помогает ребенку грамотно писать на уроках русского языка, быстро решать задачи и выполнять задания на уроках математики.

Завершая свое выступление, мне хотелось бы процитировать слова А.И.Герцена “Не забывай, что самое колоссальное орудие многостороннего образования - чтение”, и мы, учителя начальных классов в ответе за то, какое образование получат наши дети в будущем.