Разработка мероприятия в 3-м классе по ранней профориентации "Кем быть? Каким быть?"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях.
  • Расширить знания детей о мире профессий.
  • Формировать интерес к профессиям родителей.
  • Развивать умение работать самостоятельно и в группе.
  • Развивать умение планировать и оценивать свою деятельность.

Задачи:

  • Знакомство с понятиями “мастер”, “должность”.
  • Воспитание уважительного отношения к людям труда, любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.

Оборудование:

На центральной части доски тема мероприятия: “Кем быть? Каким быть?”, правая часть поделена на три части для подведения итогов групповой работы:

Домовята

Росинки

Знайки

Левая часть доски: фотовыставка: “Мамы и папы на рабочем месте”.

На парте у доски размещена выставка предметов, выполненных руками родителей (вышивка – дорожка бабушки Гундорова С., варежки, связанные мамой Лаврентьева Д., картина, написанная дедушкой Колесовой Д. ).

Мероприятие проведено 20 октября 2006 года в 3 классе.

“Кем быть? Каким быть?”

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости и жители “Дружного городка”! Вот мы и встретились снова на площади Знаний. Давайте вместе скажем наш девиз: “Пусть солнце светит для ребят – для нашей дружбы нет преград!”

Наш урок я хочу начать с загадок, которые подобрала Настя Нечаева:

  • Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (врач)
  • Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт, а огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт). (Учитель вывешивает на доску карточки: врач, космонавт).

Кто догадался, о чём мы сегодня поговорим?

Да, мы сегодня с вами поведём разговор о различных профессиях.

– Что же обозначает слово “профессия”?

– Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это…

(Прочтите, дети!)

– А какие профессии вы знаете?

– Хорошо, но в ваших ответах перемешались профессии и должности.

– Что же такое должность?

Опять обратимся к словарю.

Теперь вы сможете отличить эти понятия.

Например, в нашей школе работают учителя. Это профессии. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

Конкурс 1. “Профессия или должность”

Класс делим на 3 группы: Знайки, Домовята, Росинки.

Каждая группа получает карточки:

врач

заведующий

начальник

Директор

продавец

бухгалтер

Строитель

бригадир

заместитель директора

Завуч

повар

дворник

Проверка. Подведение итогов.

Вот, например, у Вити – мама – кассир. Это профессия или должность?

Но она – старший смены. На такую должность ставят людей….

Какими чертами характера должен обладать старший смены? (Ответственный, доброжелательный, организованный)

Про маму Вити говорят, что она – мастер своего дела.

Кого же мы можем назвать мастером? (Прочтём в словаре)

– Как вы считаете, кого из ваших родителей можно назвать мастером? За что?

Вот что написали наши ребята в своих сочинениях.

Приложение 1.

Сочинения детей “Мой папа – мастер” Перкова С., Кынева С., Возлюбленной А., Нечаевой Н., Завадской В., Груздева Т..

Ребята, а что мы с вами можем сделать уже сейчас, чтобы не только желаемую профессию получить, но и стать мастером своего дела? (Хорошо учиться)

– Да, учеба – это ваш главный труд. А среди вас есть мастера?

Кто это? Почему? (В. Лисковская и В. Гавричев).

К нам сегодня пришли гости.

Им слово. Слово гостям – Тихомирова Ф. П. – председатель совета ветеранов подшефного предприятия, Разумова Т. Р. – ткачиха ОАО “БКЛМ – Актив”, мама А. Разумова, выпускница нашей школы.

– Расскажите о своей профессии.

– Можем мы наших гостей назвать мастерами?

– Почему?

Групповая работа. Игра: “В моём доме живут”.

Раздаются конверты с нарисованным домом.

В каждом окошке написана 1 профессия. В конверт вложены качества человека: добрый, справедливый, умный, лживый, храбрый, быстрый, злой, честный, ленивый, весёлый и т. д.

Дети должны выбрать те качества, которые присущи человеку данных профессий: врач, повар, военный, милиционер, учитель, летчик, бухгалтер, строитель, шахтер, спасатель, швея, спасатель, фермер.

А сейчас мы подводим итоги поисковой работы.

Стихотворение нашёл и подготовил Груздев Тимур ,

Наташа Войцеховская собрала около 20 пословиц о труде, но в своём конкурсе использовала некоторые из них. Девочка проводит конкурс “Собери пословицу”. Слова в пословицах “каков мастер – такова и работа”, “дело мастера боится”, “Без труда не вытянешь и рыбку из пруда” разделены на отдельные части. Класс работает в группах.

Пословицы о труде Войцеховской Натальи

  1. Труд человека кормит, а лень – портит.
  2. От скуки бери дело в руки.
  3. Маленькое дело лучше большого безделья.
  4. Терпенье и труд – всё перетрут.
  5. Всяк кузнец своего счастья.
  6. Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.
  7. Глаза страшат, а руки делают.
  8. Что посеешь, то и пожнёшь.
  9. Каков мастер, таково и дело.
  10. Где хотение, там и умение.
  11. Добыча ловца не ждёт.
  12. Без топора не плотник, без иглы – не портной.
  13. Всякое дело мастера боится.
  14. Цыплят по осени считают.
  15. Умей начать, умей и закончить.
  16. Какова пряха – такова на ней и рубаха.
  17. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  18. Мельник богат шумом.
  19. Одно дело делаешь – другое не порть.

Игра “Подскажи профессию”
(Ответы по группам)

Ведущий: А теперь Витя Тимофеев предлагает вам загадки о профессиях, которые он нашёл и подготовил самостоятельно. А чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму (выходит Витя Тимофеев):

  • В море коварном товаров и цен бизнес – корабль ведет… (бизнесмен).
  • От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас… (программист).
  • Решать проблемы четко, быстро должны в правительстве… (министры).
  • Справедливей всех, друзья, споры все решит… (судья).
  • Высока, стройна, как ель, в платье модном топ-… (модель).
  • Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).
  • Замигает в страхе зритель – в клетке с тигром… (укротитель).
  • Дупло и берлогу, дом лисий и птичий, в лесу охраняет надёжно…(лесничий).
  • Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит .. (сталевар).
  • Мне поставила вчера два укола … (медсестра).
  • У слона иль мышки жар – их спасёт…(ветеринар).
  • Слёзо-носо-вытиратель в группе вашей … (воспитатель).
  • Лоботрясов укротитель, в школе учит нас …(учитель).
  • Знает точно детвора: кормят вкусно …(повара).
  • Шьёт прекрасно, порет лихо, рукодельница … (портниха).
  • Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).
  • Как воздушная принцесса, в форме лётной … (стюардесса).
  • Царь – сегодня, завтра – вор, Роли все сыграл… (актёр).
  • Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…( геолог).
  •  

Молодцы! С работой справились. Я думаю, что и среди вас есть мастера своего дела. А какое ваше главное дело? (Учёба.)

У: все материалы, которые вы собрали, мы поместим в Книгу Мира.

Помните, 1 сентября вы писали в нашей книге, кем бы вы хотели быть?

Сейчас возьмите с края парты по 1 лепестку разного цвета – всего 5. Склейте их. А середину каждый выберет разную:

Рефлексия.

Красный – кому было интересно, и он узнал много нового.

Жёлтый – кому было интересно, но нового не узнал.

Фиолетовый – кому было скучно.

На лепестке готового цветка напишите, кем вы хотите быть, а на остальных – каким вы хотите быть? (Положительные качества выбранной профессии). Ответьте на вопросы, которые задала нам гостья Ф.П. Тихомирова.

Приклейте к доске свои цветы.

Уважаемые гости! Хотя за окном уже середина осени, мы дарим вам свой, по-летнему, яркий букет!

Итог.

Что нового узнали? О каких профессиях шла речь? Кто такой мастер? Что такое должность? Молодцы! Спасибо за работу!

Домашнее задание.

Мне бы хотелось знать, у кого изменилось мнение о выборе профессии. Прошу вас написать сочинение на тему: “Кем я хочу быть?”.

Литература:

  1. Ожегов. Советская энциклопедия. Москва, 1964 г.
  2. Остальные материалы собраны учениками 3 “А” класса самостоятельно.