Урок-практикум по теме: "Как сердцу высказать себя?" (по стихам К. Бальмонта)

Разделы: Литература


Цель:

  • продолжить формирование навыков анализа текста на различных языковых уровнях;
  • развивать умения излагать свои мысли ясно и понятно, аргументировать собственные высказывания;
  • воспитывать бережное отношение к слову автора, к культуре речи;
  • учиться постигать красоту родного слова.

(Непосредственной работе над анализом стихов К. Д. Бальмонта предшествовал урок, где была дана краткая характеристика творчества поэта, знакомство с его стихами и обмен впечатлениями о прочитанном.)

Оборудование: рисунки, план анализа стихотворения, тексты стихов, речевые клише, памятки (в качестве раздаточного материала в каждой группе).

Тип урока: урок-практикум.

Звучит музыка (на фоне музыки учитель говорит вступительное слово).

Вступительное слово учителя:

Как сердцу высказать себя? Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумье и мимолетный бег мыслей?

Изучая литературу, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности дает она для выражения наших мыслей и чувств. Сегодня мы обратимся к стихотворениям К.Д. Бальмонта, постараемся прикоснуться к творчеству поэта.

(В классе созданы 3 группы, в каждой группе есть человек, который координирует работу всей группы. Мои помощники на уроке – рецензенты, они будут оценивать работу групп.)

Было дано задание познакомиться с творчеством поэта и проанализировать предложенные стихотворения:

1 группе – “Я мечтою ловил уходящие тени”,

2 группе – “Где б я ни странствовал”,

3 группе – “Уйти туда”.

(Класс работает по группам, на столах лежат тексты стихотворений.)

Координатор группы сообщает, что 1 группа анализировала стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени”.

Учитель: Чтобы глубже проникнуть в смысл стихов Бальмонта, нужно сказать несколько слов о самом поэте. Он представитель серебряного века русской поэзии, один из основателей символизма. Посмотрите в толковый словарь и скажите лексическое значение этого слова.

Ученики:

Символизм – это литературное направление конца XIX начало XX вв., выдвинувшее в качестве своего художественного приема – символ. Это условный знак, заменяющий реальный образ.

Учитель:

Судьба его, как и многих поэтов этого сложнейшего времени, сложилась трагически. Громкая слава как поэта – символиста на родине до 1917 года, годы революции, враждебное отношение к большевикам – и эмиграция, 20 лет жизни во Франции, тоска по Родине, нужда, одиночество, потерянность в мире и в то же время поэт продолжал творить.

Ученик читает стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени”.

Сообщение ученика из 1 группы:

Это необычное стихотворение, в нем нет привычного для нас сюжета. Очень трудно сформулировать тему. Мы долго размышляли. Скорее всего – это гордое одиночество лирического героя, это его стремление от здешнего, земного мира – к миру высшему, потустороннему, от Земли – к Небесам. В основе композиции этого стихотворения – контраст – между Землей и небом, между днем (светом) и тьмой (ночью).

Какие-то звуки вокруг меня раздавались от Небес и Земли”.

От Небес и Земли – оба слова в тексте пишутся с большой буквы, значит, им придается символическое значение.

Лирический герой этого стихотворения поднимается на башню...

Я на башню всходил.
И дрожали ступени…”

Он покидает привычную землю, чтобы приблизиться к свету, к вечности.

“..и чем выше я шел, тем ясней рисовались очертанья вдали

Приблизиться к свету, к вечности ему удается.

“…я узнал, как ловить уходящие тени

(Прикрепить к доске главные слова “Я узнал, как ловить уходящие тени”.)

Ученик:

Художественно-изобразительные средства этого стихотворения подчинены тому, чтобы создать настроение подъема, движения вверх. Наша группа отмечает повторы в каждой строке.

ловил уходящие тени
Уходящие тени погасавшего дня.
…и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Они создают впечатление тяжелого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы. Этими повторами-подхватами поэт выделяет главную тему – движение-преодоление. Олицетворения в этом стихотворении помогают одушевить природу и показать единство души и вечность природы: “уходящие тени”, “…дрожали ступени”, “…дремлющих гор”, “…горы нежно ласкали отуманенный взор”, “…уснувшей Земли”.

Метафора: “…огневое светило догорало вдали…”.

Это стихотворение музыкальное. Музыкальность создается при помощи ритмического чередования гласных звуков а-е-у (ассонанс), а также при помощи повторяющихся фраз с шипящими и свистящими согласными, а также сонорными “р” и “л” (аллитерация). Это тоже создает ощущение движения.

Учитель:

Какие вопросы будут группе?

(Вопросы задают учащиеся других групп).

1. Какие краски преобладают в этом стихотворении?

(Предполагаемый ответ – здесь нет ярких красок, все туманно, и только в конце стихотворения ощущение движения к свету.)

2. Определите жанр стихотворения.

(Это элегия, стихотворение, проникнутое грустью.)

3. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

(Спокойную.)

Рецензент дает анализ работы 1 группы: Группа очень подробно проанализировала стихотворение, думаю, что они справились с заданием, поняли стихотворение, все хорошо подготовились.

Учитель:

В свою очередь я хочу сказать, что в стихах К.Д. Бальмонта многочисленные употребления “я”. Это не кокетство, а скорее неподдельное удивление перед богатством человеческой натуры. Этот удивительный человек не умел и не хотел быть никем иным, как поэтом. Он стремился сделать из своей жизни поэму. Марина Цветаева писала: “В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего... Его нельзя сравнивать. Он весь – исключение. Его можно любить только лично”. Это поэт Солнца.

Я прочитаю стихотворение, которое подтверждает сказанное мной.

“Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце”. Солнечный час Бальмонта пробил. Им восторгались, его заучивали, читали с эстрады. Сочинялись романсы на его стихи. И даже лучшие из младших символистов (Блок и А. Белый) – не скрывали того, что в эти годы находятся под обаянием “Будем как солнце”.

Ученик из 2 группы:

В 1912 году вышел сборник стихотворений русского поэта Константина Бальмонта “Зарево зорь”, который он написал под впечатлением от поездки по Египту. Одно из стихотворений цикла “Потухшие вулканы” называется “Где б я ни странствовал”. Наша группа пыталась проанализировать это стихотворение.

(Ученик читает это стихотворение, все следят.)

Учитель:

Чем интересно название стихотворения? Какие чувства владели поэтом?

Ученик из 2 группы:

Название стихотворения – это часть сложноподчиненного предложения. Поэт использует его с особой целью, а отдельно от главного оно не выражает законченной мысли. Предложение не завершено, поэтому обращает наше внимание к его главной части. В главной части сказано, что думает, что чувствует поэт везде, где бы он ни был. Везде он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого, то, что стало родным, родимым:

душистые леса, болота, поля России, ее неприметные цветы – родные его сердцу васильки….

Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебряную гладь воды. Дважды повторяются слова “родимых” кашек и “родные” васильки. Обо всем, о чем он вспоминает, пишет “мое”. Это усиливает эмоциональность стихотворения. Также необычно выражение “…так нежно снятся сердцу…”. Если вдуматься в эти слова, то понимаешь, что память сердца сильнее всех остальных чувств.

(На доску прикрепляются слова …мои родные…Мои родные…)

Наша группа пришла к мнению, что весь лексический строй стихотворения передает любовь поэта к России, он думает о ней, всегда вспоминает. Мы приготовили рисунки, которые отображают строчки этого стихотворения.

(На доску прикрепляют рисунки.)

Учитель:

Какие вопросы будут группе?

(Ученики задают вопросы.)

1. Скажите. Какая тема этого стихотворения?

(Тоска по Родине.)

2. Каково ваше отношение к лирическому герою этого стихотворения?

(Вызывает жалость. Поэт путешествует по Египту, но он ни на минуту не забывает о своей Родине. И в последней строфе он пишет: “Душа поет: “Вернись – Пора””. Поэт уверен, что он еще вернется в Россию, поэтому пишет “поет”.)

Рецензент:

Я считаю, что группе удалось справиться с заданием. Рисунки, которые приготовили, соответствуют стихотворению. Выступления были выразительны, работала группа активно.

Учитель:

Прошли годы. Волна эмиграции унесла Бальмонта за границу. И вот он вдали от своей Родины, не видел ее целых 15 лет! И нет надежды вернуться. Все мысли, мечты, сны – о России. Единственное, что заставляет жить, – воспоминания о России, непреодолимое желание снова оказаться там, хотя бы в мечтах. 3-я группа работала со стихотворением “Уйти туда”.

(Чтение учеником стихотворения “Уйти туда”.)

Ученик из 3-й группы:

Стихотворение проникнуто чувством щемящей боли от разлуки с Родиной, все произведения – воспоминание о России. По настроению оно отличается от первых, оно совсем другое: чувствуется внутренняя боль, душевный надрыв. Стихи пишутся сердцем.

Мы отмечаем необычность названия. Думаем, что поэт использует указательное наречие туда не случайно. Можно было бы назвать стихотворение “Уйти в Россию”, но слово Россия – понятие более конкретное. Поэт мечтает, поэтому и использует наречие туда, оно выполняет особую роль: для него это и родина, и молодость, и счастье…

Содержание этого короткого слова туда раскрывается в строчках:

туда, где бьются струи, в знакомый берег,
…туда, где знал впервые поцелуи, и первый снег…
…туда, где взошел подснежник…
…туда, где звук жужжания первый мухи
в конце зимы….

Мы подсчитали количество слов в стихотворении и количество имен существительных, и оказалось, что на 89 слов приходится 31 имя существительное. Думаем, что имена существительные в стихотворении Бальмонта определяют мир, о котором он мечтает, который живет в душе поэта. В стихотворении мир живой:

“..бьются струи”, “…взошел подснежник…”, “…валежник пропел стихом”, – все это олицетворение, которое помогает поэту одушевить природу, показать вечность природы и единство души. “…валежник, муха…” – это не поэтические предметы, но это тоже частичка воспоминаний о России, о прошлом, а значит дорого поэту.

Повторяющимися словами “первый”, “…первый поцелуй”, “…первый подснежник”, “…первый снег” усиливается эмоциональность стихотворения.

Все, что было впервые, остается в памяти у человека навсегда, а все первое было в России. Поэтому поэт так пишет: “Уйти туда – хоть на мгновенье, хотя мечтой”.

(Прикрепляются главные слова на доску “Уйти туда – хоть на мгновенье, хотя мечтой”)

В последних строках он пишет:

Уйти-
Уйти-
Уйти-
В забвенье”

Поэт начинает стихотворение с глагола “уйти” и заканчивает им же, который повторяется 3 раза как заклинание. Стихотворение как бы в кольце слов “уйти”. Последние строчки – это итог, вывод.

Учитель:

Какие вопросы будут к 3 группе?

1. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(Это стихотворение печальное, грустное, даже можно сказать безысходное. Если его сравнивать со стихотворением “Где б я ни странствовал”, то можно сказать, что тема одна – любовь к Родине. Но в нем нет безысходности, поэт был уверен, что вернется в Россию, а в стихотворении “Уйти туда” поэт уже точно знает, что уже никогда не увидит Родины. Поэтому пишет: “Уйти туда – хоть на мгновенье, хоть мечтой”, то есть оставалось ему только мечтать.)

2. В какой период жизни оно было написано?

Учитель:

Ребята, вы проанализировали стихотворения. Какие ассоциации у вас возникли после анализа этих стихотворений?

Попробуйте нарисовать в символах. Обоснуйте свои рисунки (рисунки прикрепляют на доску).

Учитель:

Умер Бальмонт вдали от Родины во Франции, очень одиноким, бедным, в общем-то никому не нужным в чужой стране. А на Родине его помнят, любят и читают. Сегодня мы обратились к творчеству К. Бальмонта, к поэзии “серебряного века”, и я думаю, что равнодушных к его творчеству в вашем классе нет.

Дома я хотела бы, чтобы вы попытались поразмышлять: какие чувства, мысли переданы в стихотворении “Лебедь”. Оно самое пронзительное по глубине чувств, это своеобразное подведение итогов жизни самим автором. Размышления перед смертью. Это необыкновенно музыкальное стихотворение, как все его стихи.

Напишите небольшое сочинение-размышление “Мое прочтение стихотворения К. Бальмонта “Лебедь”.

Спасибо за урок.