Тема урока по естествознанию: "Газообмен в легких". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип: урок нового материала.

Технология: на проблемной основе.

Цели:

1) уточнение знаний об органах дыхания, знакомство с процессом газообмена в лёгких;

2) развитие познавательной активности;

3) воспитание чувства коллективизма.

Задачи:

1) формирование собственного опыта исследования;

2) развитие умения работать с текстом;

3) совершенствование умения делать обобщения, выводы, аргументировать свои ответы.

Оборудование: кроссворд “Органы дыхания”, карточки с изображением пылесоса, печки, сторожевого поста, метлы, телевизора, таблица “Органы дыхания”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Настрой на урок.

- Вдохните глубоко и свободно и вы почувствуете бодрость и прекрасное самочувствие.

2. Сообщение темы, целей урока.

II. Работа над пройденным материалом.

Задание №1: Разгадать кроссворд

1. Какое движение должен сделать человек, чтобы набрать воздуха в лёгкие? (вдох)

2. Что вместе с воздухом попадает в нос? (пыль)

3. Куда попадает воздух из носа? (в трахею)

4. Что защищает наш организм от воды, ветра, жары и холода? (кожа)

5. Чем человек втягивает воздух? (носом)

6. Что защищает лёгкие от пыли? (бронхи)

7. Какой орган находится в грудной клетке? (лёгкие)

- Какое слово у нас получилось по горизонтали? (дыхание) .

Задание №2: Показать по таблице все органы дыхания.

Задание №3: Поработать в группах и вспомнить ранеизученный материал об органах дыхания.

1 группа. Нос.

- Какие машины и сооружения умещаются в нашем носу? (выбор ответов по карточкам, где изображены: пылесос, печка, сторожевой пост, метла, телевизор) . Доказать.

2 группа. Трахея.

- Вспомнить и рассказать о хитром устройстве трахеи.

3 группа. Бронхи.

- Вспомнить и рассказать для чего нужны бронхи.

4 группа. Кожа.

- Почему в нашем кроссворде появилось это слово? Какое отношение кожа имеет к дыханию?

5 группа. Лёгкие.

- Вспомнить и рассказать для чего нужны лёгкие?

(Дети в группах обсуждают свои задания и проблемные вопросы, выбирают выступающего. Заслушивается каждая группа) .

III. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, а сколько времени может человек прожить без воздуха, не дышать? (высказывания детей)

- Давайте проведём опыт. (У доски несколько учащихся по команде делают глубокий вдох и задерживают дыхание. Учитель засекает время) .

- Все люди разные, у каждого свои возможности.

Это интересно:

- ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;

- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;

- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;

- а киты до 1 часа.

- Давайте проведём опыт. Посчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете в спокойном состоянии за 1 минуту (песочные часы) .

Физминутка.

Динамическая пауза на основе стихов А. Барто об игрушках: “Зайка”, “Бычок”, “Самолёт”, “Мяч”. (дети повторяют стихи, изображая героев)

- А теперь посчитаем сколько дыхательных движений вы делаете за 1 минуту после физминутки?

- Почему больше? (ответы детей)

- Мы вернёмся к этому проблемному вопросу в конце урока и увидим, кто же оказался прав.

На доске:

состав воздуха:

  • кислород
  • азот
  • углекислый газ

- Какой компонент состава воздуха необходим живым организмам для дыхания? (кислород)

- Лёгкие расчленены на множество мельчайших мешочков – альвеол (они похожи на кисть винограда) . Лёгкие пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами – капиллярами. Через капилляры в лёгкие поступает кровь, бедная кислородом и содержащая большое количество углекислого газа. В лёгких кровь отдаёт углекислый газ и забирает кислород, который несёт всем органам.

- Как же происходят вдохи и выдохи? При вдохе увеличивается объём грудной клетки, лёгкие расправляются, увеличивается их объём, и воздух заполняет их. А при выдохе, грудная клетка сжимается, сжимаются лёгкие и выдавливают углекислый газ.

- Давайте измерим грудную клетку при вдохе и выдохе (один ученик выходит к доске, учитель выполняет измерения при помощи метра)

- А теперь обратимся к учебнику и прочитаем на стр. 38 “Какую работу выполняют лёгкие?”

IV.  Закрепление нового материала (возврат к проблемному вопросу) .

- Почему же во время физических упражнений количество дыхательных движений увеличивается?

V. Итог урока.

Как происходит газообмен в лёгких?

VI. Домашнее задание: с 37-39.