Разработка урока на тему: "Движения земной коры"

Разделы: География


Цели:

  • углубление знаний о движениях земной коры;
  • развитие представления о формировании рельефа и его взаимосвязи с движениями земной коры;
  • привитие навыков грамотного пересказа, умения находить закономерности в природе;
  • воспитание любознательности.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий,
  • атласы,
  • картины,

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

- Чтобы начать изучение данной темы, я прошу вас вернуться назад и открыть с.52 учебника и попробовать выделить главное из написанного.

(В одних местах породы погружаются, изменяются, а в других поднимаются вместе с земной корой и разрушаются. Разрушенный материал выносится реками в понижения рельефа, в море и океаны, туда, где происходит их погружение. Так на Земле происходит круговорот горных пород.)

- Молодцы! А теперь ответьте в процессе чего происходит этот круговорот?

(В процессе движений)

- Но достаточны ли ваши знания о движениях земной коры? (Нет). Поэтому необходимо их углубить, расширить, чтобы понять, как образуются различные формы рельефа.

Итак, сегодня мы с вами изучаем тему “Движения земной коры”.

II. Изучение новой темы

(Вывешивается картина, изображающая горизонтальное залегание горных пород)

- Что вы видите? Как залегают горные породы? (Горные породы залегают горизонтально). Эти породы в основном представлены песчаниками, известняками, в них остались остатки раковин, ракушек древних морских животных. Откуда они здесь оказались? Что здесь раньше было?

(наверное, здесь было море)

- Внимательно послушайте сообщения ваших товарищей и ответьте на их вопросы.

1-й ученик: На берегах Скандинавского полуострова на высоте 125-170 м над уровнем моря можно видеть пески и глины с остатками морских раковин? Объясните, почему они здесь оказались?

(Здесь происходит поднятие)

2-й ученик: Население Нидерландов уже почти тысячу лет вынуждено защищать обжитые земли от постепенно наступающего моря. Длинные, высотой до 25 м дамбы и плотины тянутся вдоль берега моря более чем на 18000 км. Ребята, что здесь происходит?

(Здесь происходит опускание)

- Действительно эти два случая говорят нам о ... продолжайте.

(о том, что для земной коры характерны поднятия и опускания, т.е. колебательные движения)

- В каком направлении происходят эти движения? (В вертикальном)

Записывайте в тетрадях:

Поднятия опускания сжатие растяжение

- Идем дальше (Вывешивается картина, изображающая беспорядочное расположение горных пород)

- Как залегают горные породы? (Беспорядочно, смяты в складки)

- А как образуются складки? (При сжатии или растяжении)

Опыт :Берем лист бумаги, на столе сжимаем ладонью

- В каком направлении происходят эти движения? (В горизонтальном)

- Дописываем схему.

- Все эти движения происходят медленно, незаметно. Но бывает так, что движения могут быть быстрыми, кратковременными. О чем идет речь?

Правильно о землетрясениях. Представьте себе картину землетрясения, расскажите о нем, используя то, что вы читали, видели в кино или слышали и записывайте в тетрадях, где они происходят.

(Рассказы учеников с заранее подготовленными дома выступлениями)

- Теперь рассмотрим как происходит землетрясение. (Вывешивается картина) Что здесь главное? (Очаг) Как он образуется? Что написано о нем в учебнике на с.60 (читают)

- От него распространяется сейсмическая волна. Где наибольшие разрушения? (в эпицентре) Почему? (находится над очагом)

Силу землетрясения измеряют с помощью прибора – сейсмографа, в баллах: от 1 до 12 – слабые – в 1-2 балла не ощущаются человеком, в 5-6 баллов – легкие повреждения зданий, трещины в земле, землетрясения в 9 баллов разрушают здания, большие трещины в земле, обвалы в горах. Самые сильные разрушения – в 11-12 баллов.

Практическая часть

Задание:

1. Выписать из учебника новые географические термины и объяснить – что это такое? (грабен, горст, очаг, эпицентр, сейсмограф, сейсмолог)

2. Выяснить по карте в каких местах земного шара происходят и возможны землетрясения.

IV. Закрепление изученного

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Отчего происходят землетрясения?

- Можно ли предотвратить землетрясения?

V. Самооценка учащихся