Познавательно-развлекательная программа "Необычные уроки"

Разделы: Внеклассная работа


Цели проведения:

  • Расширить кругозор детей, повысить их интеллектуально-творческий уровень, уважение к много знающим и умеющим сверстникам и взрослым.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувства товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
  • Развивать практические умения и навыки детей и подростков, потребность в дополнительном образовании, ежедневном получении новых знаний.

Оформление и оборудовние:

  • магнитная доска, магниты,
  • расписание “НЕОБЫЧНЫЕ УРОКИ” (“Весёлая грамматика”, “Занимательная математика”, “Таинственная география”, “Оперное пение”, “Занимательное страноведение”, “Удивительная биология”),
  • символы и жетоны предлагаемых заданий и конкурсов,
  • бумага, ватман,
  • маркеры, фломастеры,
  • карандаши,
  • карточки,
  • планшеты,
  • таблички с номерами “1”, “2”, “3”, “4”, “5”.

Использованная литература:

  1. Афанасьев С., Каморин С. 300 творческих конкурсов, М., Методический центр “Вариант”, 1997.
  2. Воронцова З. Удивительные растения, М., “Изобразительное искусство”, 1976.
  3. Гробштейн Н.М. Занимательные вопросы по географии, М., “Просвещение”, 1965.
  4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения, Ярославль, “Академия развития”, 1997.
  5. Михайленко Г.С. Подарок молодым хозяйкам, Симферополь, 1992.
  6. Энциклопедический справочник школьника, Том 1, Естественные науки, М., Русское энциклопедическое товарищество, 2003.
  7. Материалы периодических изданий.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята!
Человек, только родившись, начинает активно изучать окружающий мир. Он учится улыбаться, держать игрушку, ходить, самостоятельно есть. Под руководством взрослых ребенок постепенно постигает тайны мироздания, осознает себя, постоянно пополняет багаж своих знаний и практических умений. Такой каждодневный труд очень важен и нужен каждому человеку – ребенку и взрослому. Не являются исключением и школьные каникулы, ведь и сейчас можно узнать много нового, интересного, повысить свою эрудицию, расширить кругозор, дать возможность потрудиться и рукам, и мозгу.
Я рада видеть вас в нашей Академии летних наук, где именно сейчас начинаются необычные уроки.

Музыкальная заставка. Демонстрация расписания уроков на магнитной доске.

ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА

Ведущая: Учиться надо весело и с удовольствием, тогда будут и хорошие знания, и добрые отношения со сверстниками и педагогами. Для участия в первом конкурсе я приглашаю тех детей, у кого жетоны с изображением рака.

Конкурс “10 раков”

Р

       

А

   

К

   

Этот рак из сатина сшит.

Р А К            

Этот рак на Луну летит.

Р

       

А

       

К

Этот рак укусил верстак.

            Р А К

Этот – в прошлом слуга, бедняк.

    Р А                 К

Этот рак – долгожданный день.

        Р         А     К    

Этот может вспорхнуть на пень.

        Р А             К

Этот рак сторожит дворец.

        Р А                 К    

Этот – кисленький леденец.

    Р А К            

Этот рак посильней слона.

    Р А К

В этом – каждая нить черна.

 Конкурс для отрядов “Кузовок”

– Перед вами кузовок (корзинка), в который можно “класть” только те слова, которые оканчиваются на “-ок”. Количество полученных отрядом баллов равно количеству правильно придуманных слов. ПРИМЕРЫ: замок, чулок, носок, платок, шнурок, листок, комок, воротничок, колобок, крючок и т.д..

Ведущая: Поучаствовать во втором конкурсе я приглашаю тех детей, у кого жетоны со словом “ПРЯТКИ”.

Конкурс “Играем в прятки”

– В предложенном вам стихотворении спрятались несколько животных. А прячутся они, когда играют между слов в стихах. В каждых двух строчках кто-нибудь один. Например, вот так:

Была гроЗА, Я Целый час
Не открывал от страха глаз. ЗАЯЦ

Смотрите! Лен около ив
Как хорошо после дождя,
Как голубой ковер красив.
Телята рады, рад и я.
Промчались летние деньки,
Дышать легко, закат пылает,
Увянут скоро васильки.
Прохладный вечер наступает.
Как жаль, что мне запрещено
Бык – неприятная особа,
Кусаться и ходить в кино.
Капризен, зол…Смотрите в оба!

Ведущая: Пока участники конкурса выполняют задание, отряды могут заработать дополнительные очки, поучаствовав в конкурсе “Рассказ на одну букву”

Конкурс для отрядов “Рассказ на одну букву”

– Вот маленькая история из современной жизни: “Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов”.
В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на одну букву – “А”.
Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно: 1 отряд – “К”, 2 отряд – “М”, 3 отряд – “П”.

Подведение итогов конкурса.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Ведущая: Даже скучная наука математика может доставить удовольствие, дать возможность посоревноваться с товарищами, получить заряд энергии и хорошего настроения. Поучаствовать в следующем конкурсе смогут те, у кого на ниждей стороне сиденья стула прикреплены жетоны с цифрами.

Конкурс “Числа в названиях литературных произведений”

– Вспомните названия литературных произведений, которые имеют цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Ведущая: Уважаемые болельщики, мы идем на рыбалку. И в этом нам поможет наука математика.

Конкурс для отрядов “Математическая рыбалка”

– Перед вами на магнитной доске 30 рыбок – по 10 для представителей каждого отряда. На обратной стороне рыбки – несложный пример. Ваша задача – как можно быстрее и правильнее решить его. Сумма верных ответов – “улов” всего отряда. Не подкачайте, рыбаки!

Конкурс “Магический квадрат”

– Обратите внимание на этот удивительный квадрат. Сложите числа в каждой строке, столбце, с угла на угол. Что получилось? Правильно – 18. Все найденные суммы равны.

– Теперь, используя выясненное нами правило, заполните недостающие цифры в предложенном “магическом” квадрате.

 7   2   9 
 8   6   4 
 3   10   5 
 4   9   2 
     5     
 8       6 

Подведение итогов конкурса.

ОПЕРНОЕ ПЕНИЕ

Ведущая: Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вместе с нею мы радуемся, скорбим, удивляемся, наслаждаемся звуками и аккордами.
Опера – это сложное музыкальное произведение, состоящее как бы из двух половинок. Первая – это драматическое произведение с сюжетом, интригой, диалогами и монологами героев. Вторая половинка – это музыка. В опере актеры не говорят, а поют. При этом, то, что они поют может быть как стихами, так и прозой. Чаще всего оперу пишут на сюжеты сказок и трагедий, рассказов и комедий. И только один вид “литературных произведений” пока не отражен в оперном искусстве. Это самый популярный и читаемый жанр литературы – кулинарные книги. Для заполнения этого пробел на сцену приглашаются юные вокалисты с жетонами, где нарисованы ноты, для участия в очередном конкурсе.

Конкурс “Кулинарная опера”

– Попробуйте создать оперу, взяв в качестве либретто кулинарные рецепты. Предлагаю вам на выбор несколько таких рецептов из книги “О вкусной и полезной пище”. Данный рецепт не читайте, как обычно, а пропойте в оперном стиле.
Лучше всего для создания кулинарных арий подойдут следующие рецепты:

  • “Плов с цыпленком и сушеными фруктами”,
  • “Биточки ячневые с творогом”,
  • “Запеканка рисовая с крабами”,
  • “Омлет, фаршированный спаржей”,
  • “Пудинг из манной крупы с черносливом”.

Ведущая: Мальчики и девочки, у которых имеются жетоны с музыкальными инструментами, следующий конкурс – для вас.

Конкурс “Мелодия на профессиональных инструментах”

– “Тихих” профессий не существует, каждый человек на своем рабочем месте, производит шум. Если этот шум “упорядочить”, он может превратиться в музыку. Попробуйте на профессиональных инструментах некоторых работников исполнить мелодию народной песни “Калинка”. Продемонстрируйте, как эту песню сыграл бы …

  • 1 отряд – парикмахер с помощью ножниц;
  • 2 отряд – бухгалтер на счетах;
  • 3 отряд – врач с помощью пинцета.

Подведение итогов конкурса.

ТАИНСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ

Ведущая: Мы живем на прекрасной планете – Земля. Она, вращаясь вокруг Солнца, никогда не расстается со своей газовой оболочкой – атмосферой, которая защищает её от чрезмерного перегрева и охлаждения и охраняет всё живое от губительных солнечных лучей. Водная оболочка Земли – гидросфера, занимает 70,8% земной поверхности, поэтому иногда Землю называют “планета-Океан” или “планета-Вода”.
С атмосферой и гидросферой связано множество различных природных явлений, часто таинственных, пугающих, малообъяснимых. Некоторые из них современные ученые могут объяснить, другие так и остаются загадками и тайнами.
Сейчас вы выступите в роли следопытов.

Конкурс “Необычные и грозные явления природы”

Ведущая: Я вам прочитаю словесное описание 5 природных явлений. Дослушав описание до конца, посоветовавшись, напишите название этого явления на выданной вам карточке напротив соответствующего номера. Подпишите название отряда.

1. В конце XVIII века французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом (будущим императором Франции) вторглась в пределы Египта. Одна из воинских частей совершала трудный переход через сыпучие пески Аравийской пустыни. Нещадно пекло солнце. Уставшие солдаты еле передвигали ноги. Их мучила жажда. А вокруг пески без конца и края. И вдруг перед глазами изумленных людей засверкало озеро. Его лазурная гладь не колебалась под дуновением ветра. К поверхности воды опускали свои ветви плакучие ивы и узкие листья пальм.
Солдаты с радостными криками спешат к желанному берегу. Они не верят своим глазам: казалось бы, сделай ещё десяток шагов и можно утолить мучительную жажду живительной влагой. Но что это? По мере приближения берег озера всё отступает и отступает, люди видят все те же камни и песок… Что же за таинственное озеро с “отступающими” берегами расстилалось перед нами?

2. Небо пылало. Прозрачная вуаль покрывала небосвод. Какая-то невидимая сила колебала её. Вся она горела нежным лиловым светом. Кое-где показывались яркие вспышки и тут же бледнели, как будто лишь на мгновение рождались и рассеивались облака, сотканные из одного света… В нескольких местах ещё раз вспыхнули лиловые облака. Какую-то долю секунды казалось, что сияние погасло. Но вот длинные лучи затрепетали бледно-зеленым цветом, быстрые как молнии, метнулись к зениту. На мгновение замерли в вышине, образовали огромный сплошной венец, заколебались и потухли …

3. Яркое светящееся тело шарообразной формы диаметром обычно 5-20 см, имеющее белый, голубоватый, красноватый, золотистый цвет. Внутри него господствует высокая температура (предположительно до 3000-5000о С) и таится сконцентрированная энергия. Удивительно, что, проходя близко от легковоспламеняющихся предметов (дерево, солома, бумага и др.), оно их не зажигает. Появляясь внезапно, тихо или с легким шумом и также тихо может угаснуть и бесследно исчезнуть. Но иногда это словно заряд динамита, взрывается с сильным грохотом, причиняя разрушения, поражая людей и животных. При этом начинает пылать сырое дерево и мокрая от дождя крыша строения, плавятся металлические предметы, деформируются изделия из стекла.

4. Гигантские морские или океанские волны, зарождающиеся в глубинах океана и периодически наступающие на сушу. Высокие, крутолобые, увенчанные вспененными белыми гребнями, они обрушиваются на побережье, причиняя огромные разрушения. Со времени освоения человеком морского побережья в сейсмоопасных районах земного шара они совершили много набегов на прибрежные районы, причинили огромный ущерб и погубили миллионы человеческих жизней.

5. Эти удивительные “гостинцы” посылает небо на дно воздушного океана. Иногда из грозовых туч падают на землю круглые, овальные, крестовидные, в виде остроконечных конусов, сосулек с острыми концами и шипами ледяшки матового, иногда бледно-розового цвета. Явление это кратковременное. Однако и этого времени хватает, чтобы нанести ущерб сельскохозяйственным посевам, домашним животным, птицам, нанести синяки, ссадины и порезы человеку.

Подведение итогов конкурса.

ЗАГАДОЧНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ

Ведущая: На нашей планете более двух сотен стран, расположенных на разных континентах. Они отличаются своеобразием и красотой природы, национальным колоритом, обычаями, традициями, костюмами населяющих их народов.
Есть определенные символы (архитектурные сооружения, деревья, животные, географические объекты, блюда национальной кухни и т.п.), которые являются “визитной карточкой” той или иной страны. Кроме того, практически каждое государство стало известным в мире благодаря своим знаменитым деятелям культуры, политикам, выдающимся спортсменам.
К участию в конкурсе приглашаются те, у кого жетоны с изображением глобуса.

Конкурс “Страна-загадка”

– На предложенных вам карточках перечислены характерные символы – признаки той или иной страны. Ваша задача, угадать, что это за страна и рядом написать её название. Например, перечислены такие символы как : “Береза, квас, Юрий Гагарин, матрешка, Кремль”. Думаю, ни у кого не возникнет сомнения, что речь идет о России.

1. Сакура, кимоно, икэбана, Футзияма, самурай.
2. Эйфелева башня, шампанское, Кристиан Диор, оливье, Лувр.
3. Кенгуру, эвкалипт, абориген, Сидней, утконос.
4. Сари, слон, чай, Бомбей, Индира Ганди.
5. Асуанская плотина, папирус, пирамиды, Нил, Сахара.
6. Хуанхэ, шахматы, панда, Великая стена, рис.

Конкурс для отрядов “Географические очертания”

– На предложенных вам листах размещены очертания некоторых государств на географических картах. Каждое изображение имеет номер. Определите, что это за страны и на маленьких листочках напишите названия напротив соответствующей цифры.

1

Япония

2

Италия

3

Англия

4

Россия 5 Австралия

 Конкурс “Национальные кулинарные шедевры”

– Определить знатоков русской кухни нам поможет этот конкурс. Поучаствовать в нем я приглашаю обладателей жетонов с поварятами.
Из предложенного списка национальных блюд выберите и подчеркните только блюда русской кухни.

Вареники, харчо, шурпа, уха, сбитень, щи, пицца, манты, квас,
картофельная бабка, расстегаи, зразы, юшка с голушками, паприкаш,
бастурма, окрошка, кулебяка, плов, шашлык, люля – кебаб, похлебка.

Подведение итогов конкурса.

УДИВИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ

Ведущая: Нашу планету населяют более 350 тысяч видов растений и от 1,5 до 2 миллионов видов животных, отличающихся друг от друга по строению, образу жизни, внешнему виду, характеру взаимоотношений с человеком.
Мы не перестаем удивляться красоте и разнообразию бабочек и цветов, высоте и долголетию деревьев, силе и выносливости слонов и верблюдов, приспособленности к арктическим холодам пингвинов и белых медведей, стойкости к жаре и засухе саксаула и верблюжьей колючки.
Следующий конкурс для знатоков природы.

Конкурс  “Царство Флоры”

– Блеснуть своими знаниями сейчас могут юные ботаники с жетончиками в виде цветка. К каждому предлагаемому мною вопросу я буду давать 5 вариантов ответов, из них иногда только один будет верным, иногда – два или три.
Задача отрядов – внимательно прослушать вопрос и ответы, выбрать верный, на ваш взгляд, и поднять табличку (или таблички) с номером этого (этих) ответов.

 Растения, из которых получают масло.

  • Подсолнечник, лен, хлопок, оливковое дерево, горчица.

Полевая культура, семена которой содержат до 45% белка, 27% масла, 20% крахмала. Из неё готовят конфеты, масло, печенье, молоко, творог, сыр и другие продукты, говорят около 100.

  • Соя, рис, пшеница, просо, кукуруза.

У этого растения корневая система мочковатая, стебель соломина, соцветие сложный колос, из зерна готовят манную крупу.

  • Ячмень, просо, пшеница, овес, рапс.

Лекарственные растения нашего огорода.

  • Свекла, лук, чеснок, редис, мелисса, морковь, капуста.

.Это растение европейцы не знали до 1556 года, т.е. до посещения испанцами Южной Америки. В нашу страну этот овощ попал во времена Петра 1. Плоды его ядовиты, но тем не менее мы его ежедневно и охотно едим. Что это за растение?

  • Капуста, баклажан, помидор, огурец, картофель.

 Конкурс для отрядов “Среда обитания”

– Животных, приведенных в предлагаемом списке, расселите по средам обитания.

Пчела, рак, планктон, кальмар, гремучая змея, жук-щелкун, двухвостки,
сазан, вошь, орел, карась, комар, аскарида, крот, дождевой червь.

 

Почва

Воздушно-наземная

Водная

Живые организмы

     

 

 

Конкурс “Животные – спутники человека”

– Если у вас в руках жетончики с изображением животного, значит вы – участник следующего конкурса. Перед вами – 5 коробочек с картинками животных и 1 табличка с вопросом.
Задача отрядов – внимательно прочесть вопрос и выбрать изображения животных, соответствующих, на ваш взгляд, правильному ответу. Напоминаю, что таких правильных ответов на один вопрос может быть несколько. Удачи вам!

1. Какие из перечисленных насекомых одомашнены человеком?

  • Пчела, тутовый шелкопряд, стрекоза, бабочка, жук

2. Какое животное называют “кораблем пустыни”?

  • Сайгака, тушканчика, варана, верблюда, кобру.

3. Какую промысловую рыбу люди разводят в прудах и водоемах Алтайского края?

  • Карп, форель, ерш, сом, хариус.

4. Кто является долгожителями среди домашних животных?

  • Корова, гусь, свинья, лошадь, коза.

5. У какого домашнего животного самая высокая нормальная температура тела?

  • Собака, кошка, домовая мышь, курица, кролик.