Тема урока: "Большая перемена" или "Сценки для большой переменки"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Большая перемена – это здорово!
Двадцать минут – в длину.
Двадцать – в ширину.
Двадцать – в высоту.
За двадцать минут можно успеть многое….
Позавтракать в столовой, напрыгаться, наговориться, познакомиться, поссориться, помириться.
Решить неотложные дела.
Двадцать минут – это двадцать тысяч сюжетов….

Сюжет 1. "Школьное собрание"

Внимание ребят привлекают двое, которые вывешивают объявление.

1-й. Не проходите мимо!

2-й. Читайте объявление!

Ребята, столпившись , читают объявление: "Сегодня в актовом зале состоится собрание. Повестка дня: "Как сделать школьные мероприятия интересными?". Приглашаются все!"
Появляются 1-й и 2-й. В руках у них воздушные шары с надписями: "доклад", "явка", "прения", "интерес", "танцы", и т.д.

1-й. Прочитали ?

Все. Прочитали.

2-й. Придете?

Все. А как же!

1-й (вручая 3-му шар с надписью "явка"). Тебе поручается обеспечить явку.

3-й. Понятно.

2-й. (вручает 4-му шар с надписью "доклад"). У тебя доклад готов?

4-й. Будет готов.

1-й (вручает 5-му шар с надписью "прения"). Подготовка выступающих – за тобой.

5-й. Ясно.

2-й (вручая 6-му шар с надписью "интерес"). Ты сделаешь так, чтобы было интересно.

6-й. Хорошо.

1-й (вручает 7-му шар с надписью "танцы"). Ну а тебе, как всегда, подготовить все для танцев.

3-й. Лопнула явка. (Лопается шар "явка".)

4-й. Пропал интерес. (Лопается шар с надписью "интерес".) В зале две трети незанятых мест.

5-й. Скучный доклад раздосадовал всех. (Лопается шар с надписью "доклад".)

6-й. Прения вялые, курам на смех. (Лопается шар с надписью "прения".)

1-й.

Катя Веревкина сладко уснула
И прямо на пол упала со стула.

2-й.

Скучно.
И каждый успел отоспаться…
Заполнился зал
И проснулся лишь к танцам.

Исполняется песня на музыку А. Колкера "На 10 девчонок по статистике 9 ребят".

Чего, друзья греха таить,
Приходится признаться,
Что не умеем проводить
Мы ничего без танцев.

На диспуте – танцы.
Собранье… и – танцы.
Без танцев немыслим и сбор.
Все мы любим веселые танцы,
Только в танцах пока перебор!

Ученик выносит табличку с надписью "Буфет".

1-й. В школьном буфете шумно и тесно.

2-й. Конкурс – по семь претендентов на место.

3-й. Очередь весело, бодро гудит.

Все. Все нагуляли большой аппетит.

4-й. Мне три ватрушки, булку и чай.

5-й.

Не напирайте, не лезь, не толкай.
Суп и котлету, стакан молока.

6-й. Чай и галету, хлеб – три куска.

7-й.

Вот, наконец, опустели тарелки.
И началась, понеслась перестрелка.

8-й.

В воздухе коржики, хлеба батоны.
За год кусочки слагаются в тонны.

1-й. Ну а в буфете гремит канонада.

2-й.

Больно! Обидно! Ребята, не надо!
Следует твердо запомнить слова:
Хлеб в каждом доме – всему голова.

3-й.

Хлеб – это труд, беспокойство, мозоли,
Хлеб – это сутки тревожные в поле.

4-й.

Хлеб – это радость, надежда, награда,
И осквернять хлеб

Все. Не смейте! Не надо!

5-й.

Возможно, завтра мы сами будем растить хлеб.
Сегодня мы должны его беречь!…

6-й. А что мы еще можем сегодня?

7-й. Мы можем стать, например, филиалом мебельной фабрики.

Все. Как это?

7-й. А очень просто. Считайте.

8-й. У плотников мебельной фабрики горячая пора – нужно изготовить огромное количество парт к началу учебного года.

9-й. Потому что только ученики нашей школы портят за год… (считает на счетах) умножаем, прибавляем – двадцать парт.

1-й. А школы города?

10-й. Умножаем, прибавляем – пятьсот!

2-й. А если не портить?

10-й. Умножаем, вычитаем… Товарищи плотники, пятьсот парт к первому сентября мы сбережем сами!

5-й. Уже сегодня мы можем помочь энергетикам, стекольщикам, полиграфистам…

Исполняется песня на мелодию "Добро пожаловать в Москву, олимпиада!".

Не только школьная, большая перемена,
Нас ждут, друзья, еще немало перемен.
Они придут не сразу, постепенно,
Но обязательно придут они ко всем.
Мы ежегодно с переменами мужаем.
И не по дням, а по часам с тобой растем.
И если что-то мы пока не понимаем,
Как повзрослеем, обязательно поймем.

Звенит звонок на урок. Ребята строятся парами, словно рассаживаются за парты.

1-й. Минуту рассаживаемся.

2-й. Минуту ждем тишины.

3-й. Минуту ищем мел.

4-й. И, казалось, можно уже начинать, но …

5-й (запыхавшись). Извините за опоздание, можно войти?

Класс оживился, опоздавший проходит на свое место, по пути дергает кого-то за косу.

6-й. Минуту на ожидание.

1-й. Минуту на успокоение.

2-й. Пять минут на урок – полчаса в день.

Все. Сто потерянных часов в год!

Сюжет 2. Миниатюра "Самым строжайшим образом …"

На сцене несколько ребят: собрался совет отряда.

Староста. Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, наконец, что нам делать с Петровым. Петров здесь?

1-й мальчик. Здесь, за дверью дожидается.

Староста. Так дальше продолжаться не может! Петров – позор школы! Двоечник, лентяй, грубиян…

1-я девочка. Неряха.

Староста. И вдобавок, неряха. Хватит с ним нянчиться! У кого какие предложения?

2-й мальчик. Надо принимать строжайшие меры!

Староста. Правильно!

2-я девочка. А какие?

2-й мальчик. Самые решительные!

Староста. Верно!

1-я девочка. А мы уже принимали самые решительные. В "Колючке" нарисовали.

2-я девочка. На сборе обсуждали.

2-й мальчик. Прикрепляли к нему целую бригаду "скорой помощи".

Староста. Даже к родителям ходили. Нет! Петрова этим не проймешь! Тут нужно покруче… И вот что удивительно: парень он вроде неплохой…

1-й мальчик. Да что там неплохой – можно сказать, хороший парень.

1-я девочка. Внимательный даже. Когда из тетрадки у меня задания переписывает.

2-я девочка. Даже портфель однажды у меня взял. У них там портфеля на штангу не хватало.

2-й мальчик. Спортсмен он, конечно, классный…

Староста. Да, можно сказать, гордость школы…

Входит Петров.

Петров. Что вы тут про меня все лопочете? Петров, Петров…. Зачем звали?

Староста. Скажем прямо, ребята? Начистоту?

Все. Начистоту!

Староста. Тут мы говорили, что ты у нас парень в общем неплохой, даже хороший, внимательный, чуткий, классный парень, и даже…

Все. Гордость школы!

Староста. Хотя…

Петров (заулыбался). Да что там "хотя"… Спасибо, братцы! Ладно, вы тут заседайте, а я побежал. Спасибо!

Староста. Ну вот, Петрова мы проработали, переходим к следующему вопросу.

Сюжет 3. Миниатюра "Двоечник"

1-й. Внесите действующую модель двоечника

Несколько человек вносят, держа пол руки, двоечника. “Не кантовать!” – кричит двоечник.

1-й. Модель выполнена в натуральную величину. Внешне она не отличается от хорошего ученика, но зато внутренне… Впрочем, все по порядку (показывая на голову “модели”). Что это, по-вашему?

Все. Голова

1-й. Правильно. А что вы знаете про голову?

Реплики. Одна голова – хорошо, а две – лучше.

1-й. Правильно, но только теоретически. На деле же и с одной головой у вас у всех голова кругом пойдет.

Двоечник. Потому что мы со своей больной головы на ваши здоровые все свалим.

1-й. Пойдем дальше. Два уха. Зачем, спрашивается, два?

Двоечник. Чтобы в одно влетало, а в другое – вылетало.

1-й. Глаза…

Двоечник. Пара штук.

1-й. Смотрят на все четыре стороны, только не в книгу.

Двоечник. А чего туда смотреть? К соседу в тетрадь нужно смотреть… Зыркнул, кое-как списал – и порядок…

1-й. Рот, при помощи которого он часто произносит…

Двоечник. А я не выучил. А я тетрадь забыл…. За что двойка?!

1-й. Руки вечно заняты посторонним делом… Ноги…

Двоечник. А чего это ты так вскользь про руки мои прошелся? Про руки отличника наверняка бы часа полтора , разглагольствовал. А про мои так молчок. Да от моих рук, может, весь класс….

Реплики. Вся школа…. Весь район рыдает.

Двоечник. Выбитые стекла, сорванные уроки, дерганье за косы – разве это не моих рук дело?

Реплики. Твоих, твоих.

1-й. Вопросы есть?

Реплики. Есть. А сколько, вот таких, в школе осталось?

1-й. С десяток наберется.

Двоечник. Устаревшая у вас информация, прошлогодняя. Нынче я совсем одинок. Ни одного отстающего рядом.

1-й. Еще вопросы будут?

Реплики. Нет! Все ясно! Унесите двоечника!

Двоечник (вырываясь). Да с таким отношением я и сам уйду! Тоже мне, моду взяли – критиковать! (Обиженно уходит.)

Реплики. Двойка, она словно динамит. Бомба замедленного действия.

2-й. Сегодня двойка, лишь в учительском журнале. Или в твоем, увы, плачевном дневнике.

3-й. А завтра треснут очень важные детали, что изготовлены на двойку на станке.

Сюжет 4. Миниатюра "Цветы для бабушки"

Вася. А сейчас, ребята вы увидите… (Входит Коля с букетом цветов.) Вы увидите чудака, который средь бела дня ходит с цветочками. (Обращается к Коле.) Тебе не стыдно?

Коля. Почему мне должно быть стыдно?

Вася. Что это за лютики цветочки? Ты бы еще бантик нацепил!

Коля. А! Ну.… У бабушки моей завтра день рождения. Ну, я и решил подарить ей цветы.

Вася. Вот уж не знал, что ты так любишь цветы!

Коля. При чем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!

Вася. А ты, оказывается эгоист! "Вот тебе, бабуля, цветочки и радуйся!". Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.

Коля. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…

Вася. Да кто так делит! Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку!

Коля. Ну что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже полезно спортом заниматься.

Вася. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты же знаешь – не важен подарок, важно внимание.

Коля. А что ты мама подарил?

Вася. Маме – щенка.

Коля. Твоя мама, наверное, любит животных?

Вася. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нель зя, обидишь человека, то есть Меня. Вот щенок и живет у нас…. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить…

Сюжет 5. Миниатюра "Сегодня в пять"

Действующие лица:

Петя Иванов
Николай Фомич – руководитель авиамодельного кружка.
Мария Петровна – руководитель зооуголка.
Виктор Иванович – руководитель фотокружка.
Надежда Львовна – библиотекарь.
Альберт Кузьмич – тренер футбольной команды.
Георгий Степанович – плаврук.
Нина Федоровна – руководитель танцевального кружка.
Татьяна Дмитриевна – вожатая.

В центре на стуле сидит скучающий мальчик. Он чистит пилочкой ногти, то чешет затылок. Появляется Николай Фомич.

Николай Фомич. Здравствуй, малыш. Как тебя зовут?

Петя (вставая). Петр Иванов. Здравствуйте.

Николай Фомич. Нравится в нашей школе?

Петя. Ничего…

Николай Фомич. Ничего было пока, а теперь будет все! Я тебя записываю в свой авиамодельный кружок!

Петя. Ура!

Николай Фомич. Сегодня после уроков – на занятие! Мы такие планеры делаем! Улетают и не возвращаются. (Смеется и ходит по сцене). До скорой встречи, Петя!

Мария Петровна (входит быстрой походкой). Какой замечательный мальчик! Прямо как хомячок. Пышка в моем зооуголке.

Петя. Я не хомячок. Я – Петр Иванов.

Мария Петровна. Вот и прекрасно, Петр. Я записываю тебя в свой зоокружок! У нас в уголке даже лисята счастливы!

Петя. Живые?!

Мария Петровна. Еще какие живые. Могут палец откусить. (Смеется.) Итак, сегодня в пять занятие. (Быстро уходит.)

Петя. Но ведь я записался….

Появляется Виктор Иванович.

Виктор Иванович. Ты, мальчик, ко мне в фото кружок уже записался?

Петя. К вам нет, но …

Виктор Иванович. Никаких но! Фотографировать должен уметь каждый мужчина!

Петя. Я мальчик еще.

Виктор Иванович. А в фото кружке станешь мужчиной! (Уходит.)

Появляется Надежда Львовна.

Надежда Львовна. Даже дедушкой. (Смеется). Мальчик, записывайся в фото кружок и ко мне в библиотеку. У нас такие книги!

Петя. Но я…

Надежда Львовна. Читать не умеешь?

Петя. Умею, но….

Надежда Львовна. После обеда к Виктору Ивановичу, а потом ко мне!

Старшие уходят. Петя садится на стул и задумчиво чешет затылок. Появляется Георгий Степанович.

Георгий Степанович. Затылок чешется потому, что сухой. Надо ходить в плавательный бассейн

Петя (глубоко вздохнув). Иванов.

Георгий Степанович. Какие легкие! Будешь плавать как Сальников! Сегодня в пять занятия. Привет! (Убегает.)

Появляется Нина Федоровна.

Нина Федоровна. Хотел – значит будешь!

Петя. Я хочу…

Нина Федоровна. Поняла. Уже записываю тебя в танцевальный кружок. Как фамилия?

Петя (всхлипывая). Иванов….

Нина Федоровна. Не плачь. В пять сегодня начинаются занятия. Жду! (Уходит.)

Появляется вожатая.

Петя (кричит) Иванов!

Вожатая. Петенька, что с тобой? (Трогает Петин лоб.) Это я – вожатая, Татьяна Дмитриевна, куда мне идти?

Татьяна Дмитриевна. Бедный, никуда тебя не записали? (Берет Петю за руку.) Пойдем со мной, я тебя отведу в кружок мягкой игрушки и в хор. Занятия уже сегодня в пять!!

Петя (вырывается и бежит со сцены, крича). Я – Иванов, сегодня в пять!!

Татьяна Дмитриевна. Петенька, успокойся. Обидели мальчика. Мы тебя и в другие кружки, и секции запишем. (Бежит за Петей.) У нас, их много!!!!

Сюжет 6. Миниатюра "Учиться надоело!"

1-й. Братцы, диктант сейчас, а я ни в зуб ногой. Что там пишут про существительные? А про местоимения? А про глаголы? Ну, двойка обеспечена… (оборачиваясь ко второму). Слушай, ты физику выучил? Подскажешь, а то я в законе Архимеда плаваю.

2-й. Посмотрим.

1-й (обращается к 3-й). Катя, меня сегодня по химии должны спросить, подскажешь, а то я в этих формулах запутался.

3-я. Там видно будет.

1-й (обращается к четвертому). Олег! Олег! Ты математику сделал? Подскажешь, а то у меня от этих формул аллергия.

4-й. Слушай, а тебе учиться не надоело?!

1-й. Надоело…. А как ты угадал? Скорее бы на работу….

5-й. А работать, кем будешь?

1-й. Ну, рабочим, например, или мастером.

6-й. А может, начальником?

1-й. А что? Можно и начальником!

7-й (подставляет ему стул с иронией). Кресло?

1-й (усаживаясь, поудобнее). А как же на работе без кресла?

8-й. Солидный портфель?

1-й. А как же? Портфель, телефон, авторучка, печать… Сила!!! Сидишь, подписываешь, командуешь!..

2-й. Здравствуйте, Алексей Сергеевич!

1-й (в образе начальника). Привет, привет!

5-й. Здравствуйте, Алексей Сергеевич. К вам можно?

1-й. А, Валерка, проходи. Что у тебя?

5-й. Утвердите решение о замене водопроводных труб. Как вы думаете, труба выдержит нагрузку?

1-й. Труба? Нагрузку? Это к моему заму по воде.

5-й. По воде?!

3-я. Алексей Сергеевич, к вам можно?

1-й. А, Катя! Помню, помню, лучший химик класса. Твои шпаргалки меня не раз выручали. Чем могу?

3-й. Подпишите наряд на каустическую соду.

1-й. Сода? Сода – это хорошо, от изжоги помогает.

3-я. Так это же совсем другая сода!

1-й. Другая? Тогда – к моему заму по химии.

3-я. По химии?

1-й (обращаясь к 4-у). А, Колька! Заходи, Колька!

4-й. Алексей Сергеевич!

1-й. Да брось ты этот официальный тон. Зови меня просто Лешка, как в школе, когда ты мне задачки по математике нашептывал.

4-й. Лешка, так Лешка. Ну и балбес ты, Лешка. Опять у тебя двойка! Учиться тебе надоело. А работать пойдешь, так и на работе балбесом Сергеевичем останешься. Вот тебе моя подсказка.

Все. И наша тоже!

1-й. Ребята, да вы что, ребята?!

Сюжет 7. Миниатюра "Давай присядем"

Одноклассники: Саша Злобин, Света Карпова, Петя Валунов, Лена Полякова.

На сцену выходит Саша Злобин. Он садится на один из двух рядом стоящих стульев. Ему явно скучно. Неожиданно его внимание привлекает, лежащая на полу кнопка.

Злобин. Кнопка! (Поднимает кнопку с пола.) Какая, большая! (Обращается к зрителям.) Никогда, таких не видел! Ведь ее можно обменять на гвоздь…. А гвоздь на прищепку…и прищемить нос Борьке Васькину: опять он по математике пятерку получил. Зубрила! А мне подсказать не захотел. А Светка Карпова? Мое сочинение не захотела проверить, и пожалуйста, из-за нее двойка! Или Петька Валунов! При всем классе в спортзале меня поборол! А что ему стоило поддаться – все и так знают, что он сильней. Теперь Ленка Полякова на меня вообще смотреть перестала. Ей бы тоже хорошо прищемить нос… или…ухо…. О! Идея! Зачем мне прищепка!? Я сейчас положу эту кнопочку на стул, позову всех моих голубчиков и по очереди на нее посажу! Вот будет крик! А я похохочу… Ничего, так им и надо! В другой раз не будут товарища подводить.

Приближается Света с книжками в руках.

Злобин. А вот и Светка, как всегда с книжкой. (Потирает руки и кладет кнопку на соседний стул.) Света! Карпова! Подойди на минутку!

Света. Некогда мне, библиотека закроется.

Злобин. Успеешь! Сядь рядом. Я тебе кое-что приготовил. До библиотеки мигом добежишь!

Света. Неужели сочинение свое переписал? Молодец! Только, как следует, его проверь. Не буду тебе мешать! (Уходит.)

Злобин. Света! Светка! Карпова!!! Ух, зла не хватает, как ветром унесло.

Появляется Валунов.

Петя. Кого куда унесло?

Злобин. Никого не унесло. Тебя вот принесло! А у меня к тебе как раз дело есть, очень важное…

Петя. Разве у тебя может быть важное дело? Что-нибудь меняешь?

Злобин. Нет, сядь рядом. (Петя садится на край стула, а Злобин встает сзади, и приподнимает Петю за подмышки.) Да ты, как следует, садись! Встань и садись!

Петя. То встань, то садись. Зарядка что ли? Вечно какую-то ерунду выдумываешь!

Злобин. Ну, погоди!

Выходит Лена. Важной походкой идет к Злобину.

Лена. Кого ты пугаешь?

Злобин. Лена, можно с тобой поговорить? Давай присядем (рукой указывает на стул).

Лена. О чем? Слушать твое вранье уже надоело!!!

Злобин. Вранье?? Ну, ладно, теперь я решился!

Лена. На что решился? Еще раз с Валуновым побороться?

Злобин. Да я, если захочу, я его одной левой в баранку согну! А на физкультуре я ему просто поддался! Показать тебе мускулы?!

Лена. Да где же ты их возьмешь?

Злобин. Где возьму? У себя возьму. САДИСЬ!!! Потрогай. Да нет, пиджак мешает… (снимает). Смотри – это стоя…. А, если я сяду… (садится на кнопку) ОЙ-ОЙ-ОЙ!!!

Лена. Странный он стал какой-то. Давай присядем… Мускулы… Пиджак забыл. Пойду, догоню. (Уходит с пиджаком.)