Внеклассное занятие по теме: "Осенние посиделки"

Разделы: Внеклассная работа


Подготовительная работа: дети собирают гербарий, находят пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни об осени, оформляют зал, делают костюмы и сувениры, рисунки об осени, украшают зал, усыпают осенними листьями, вешают гирлянды из листьев, на доске цветными мелками пишут “Осенние посиделки”.

На стене над самоваром поговорки:

  • “Чай пить – приятно жить”.
  • “Выпей чайку – позабудь тоску”.
  • “Устал – пей чай,
  • Жарко – пей чай,
  • Хочешь согреться – пей чай”.

Скоморох:

Добрый день, гости званные и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!

Ведущий:

Добрый день! Большая семья 1 класса приветствует вас!

Скоморох:

Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем!
Душевно встречаем!

(Ребята в венках из листьев или с осенними букетами по очереди читают стихи)

А.Н. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Белые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды дошумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Исполнение песни “Скворушка”

А.Н. Майков

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

А.К. Толстой

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

  • Ведущий: А сейчас мы выполним некоторые приметы осени.
  • Дым стелется – (быть непогоде).
  • Дым столбом – (к хорошей погоде).
  • Лягушки квакают – (к дождю).
  • Комары в ноябре – (быть мягкой зиме).
  • Муравьи уползают в свой муравейник, закрывают вход – (перед ненастьем).

Выходят 3 мальчика. (В зеленой рубашке – сентябрь, желтой – октябрь, в красной – ноябрь). У них таблички с названиями месяцев.

Сентябрь.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь…

Октябрь

Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад,
Дорога промерзает,
Журча, бежит за мельницу ручей…

Ноябрь.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора –
Стоял ноябрь уж у двора.

Сентябрь. Обо мне говорят “В сентябре одна ягода – рябина, да и та горькая”

Октябрь

Меня называют грязником,
В народе обо мне говорят:
“Октябрь ни колеса, ни полоза не любит”.

Ноябрь. А обо мне говорят так: “В ноябре зима с осенью борется”, “Ноябрь капризен, то плачет, то смеется”

Сентябрь. А теперь, гости дорогие, отгадайте загадки:

Без рук, без ног
В подворотню лезет. (Ветер)

Над рекой, над долиной
Повисала белая холстина. (Туман)

Шапочка зеленая
До ушей надвинута. (Желудь)

Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос)

Дождлива, да сытна. (Осень)

Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)

Дети читают стихи об осени.

Праздник осени. В лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Каждый листик золотой –
Маленькое солнышко –
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики…
Осень продолжается.
Долго дома у меня
Праздник не кончается.

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора.
И радушно скажет каждый:

Все – Здравствуй, осени пора!

Бродит в роще листопад
По кустам, по кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.

(Ребята поют песню об осени)

Три ученика исполняют частушки. 

Хорошо пропели песни,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без нашей частушки?

На осеннем на лугу
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Помирает со смеху.

Я сегодня не в порядке,
Завтра лучше наряжусь:
Дыни на ноги надену,
Кукурузой повяжусь.

Взял в колхозе себе землю,
Чтоб построить там фазенду,
Посадил арбуз и дыню,
А теперь ищу рабыню.

Мой миленочек не плох –
Посадил он мне горох,
Ну, а я для Сенечки
Сею в поле семечки.

Вам частушки мы пропели,
А теперь торопят нас.
До свиданья, мы с частушкой
К вам приедем ещё раз!

Конкурсы для команд (родители и учащиеся)

I. Начнем испытания с мам. Конкурс “По маминым рецептам”

Назвать блюда, в состав которых входят:

а) яйца, молоко, сливочное масло.
б) постное масло, помидоры, лук.
в) картофель, капуста, растительное масло.

Дать ответы на вопросы:

а) Как освежить увядшую зелень (на час в холодную воду, добавить уксуса).
б) Что надо добавить в рассол в бочки, чтобы огурцы были вкусные и дольше хранились (немного сухой горчицы).
в) Как при длительном хранении предотвратить высыхание плодов лимона (смазать подсолнечным маслом, сложить в пакет).

II. Вспомним пословицы и поговорки об осени.

III. Конкурс рисунков об осени

IV. Конкурс загадок о природе (команда команде).

V. Конкурс для пап “Дайте совет”.

Наши папы имеют жизненный опыт и смогут дать совет: как быть, если:

а) В сарае завелись мыши. Известно, что они не переносят запах растения, с которым можно пить чай. Какое это растение? (мята).
б) У вас неожиданно большой урожай картошки, а места для хранения не осталось (копают яму, сжигают в ней солому и присыпают землёй).
в) Наступило время засолки овощей, а бочки рассохлись. Что делать? (править обручи, замочить бочки водой).

VI. Конкурс для ребят:

“Если родителей нет дома”

а) Рассказать, как сварить борщ.
б) Рассказать, как испечь пирог.
в) Заплести косичку сестричке, рассказывая одновременно сказку.

VII. Конкурс “Ботанические жмурки”

Представителям семей завязывают глаза, даётся лист или ветка растения, затем плод. – Наощупь, на запах определить, что у них в руках.

VIII. Конкурс “Очевидное – невероятное”.

Составить простое или сложное предложение, обязательно используя три слова:

а) озеро, карандаш, медведь.
б) лес, коромысло, лягушка.
в) корова, калоши, велосипед.

IX. Конкурс “Всякая всячина”

Скажите, что общего у:

а) кастрюли и лодки;
б) лошади и котёнка;
в) веника и капусты.

X. Подведение итогов конкурсов, награждение команд

Скоморох.

Дорогие гости, приглашаю вас на чай!
Чай горячий,
Бодрящий,
Пейте с вареньем
Для хорошего настроения!

(Исполняет песню)

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
Я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.

Сделал все на скору руку,
Чай я высыпал в горшок.
И в придачу перцу, луку
И петрушки корешок.

Чай мой вышел объеденье,
Сорок раз прокипятил.
А ещё для украшенья
Сверху маслица подлил.

Гости с криками плевались,
Барин дико заорал,
В волоса мои вцепился
И таскал меня, таскал.

Долго думал я, старался,
Чем я им не угодил,
А потом я догадался...
Что я чай не посолил!

(Гости пьют чай)

СКОМОРОХ. Люди добрые, послушайте, потом не говорите, что не слышали нашу грамоту.

Грамота, писанная в лето 2006 года, октября, затейниками осеннего праздника. Сей грамотой подтверждаем, что дорогие гости посетили “Осенние посиделки”. Были встречены улыбкой ласковой, душу согрели у огонька и обрели множество друзей. Гости унесут от нас память добрую, ибо все тепло сердец своих и щедрость души отдали наши затейники “Осенним посиделкам”. Волею судьбы стали гости нам дорогими. Двери нашего класса для вас открыты. Коли будет мимо дорога, не обходите нашего порога.